Бизнес Новые стандарты, новые проблемы?

Новые стандарты, новые проблемы?

Уже с этого года техникумы и колледжи начинают обучение студентов по новым образовательным стандартам. Причем споры о модернизированных ФГОСах не утихают до сих пор, а времени до дня икс, 1 сентября, остаётся все меньше. Насколько готовы к грядущим измене

Уже с этого года техникумы и колледжи начинают обучение студентов по новым образовательным стандартам. Причем споры о модернизированных ФГОСах не утихают до сих пор, а времени до дня икс, 1 сентября, остаётся все меньше. Насколько готовы к грядущим изменениям казанские учреждения средне-профессионального образования, интернет-портал 116.ru узнал, организовав круглый стол для руководителей ведущих ссузов Казани и республики.

Думайте сами, решайте сами...

Стандарт 3 поколения принят, так что он теперь новое руководство к действию. Даты икс, 1 сентября, в техникумах не ждут, работа полным ходом идет уже сейчас. Ведь образовательные программы по новым правилам теперь должны разрабатывать сами колледжи. Правда, в сами колледжах считают, что это неправильно.

«На уровне техникума подобные документы разрабатываться не должны», – уверен заместитель председателя директоров ссузов по юго-восточной зоне, директор Альметьевского политехнического техникума Ильдар Багманов. Это мнение разделяют многие его коллеги.

«Преподаватель есть преподаватель, и такой подготовки, как у профессоров или академиков, привыкших разрабатывать учебные программы, у него нет, – поддержал высказанное мнение директор Казанского строительного колледжа Иван Симонов. – Создавать и анализировать образовательные программы педагогу сложнее. Стройная система образования, которая существовала ранее, ломается, а взамен нее нам не предлагают того, что идеально подошло бы нашей стране. Мне кажется, хорошо и дальновидно система была построена в советское время. И она работала!»

Не считает нововведение удачным и заместитель председателя совета директоров по Казанской зоне, директор Казанского автотранспортного техникума Сергей Казанцев. «В подготовке, например, работников транспортных перевозок есть единые требования для России, Польши или Франции. И как можно допустить, чтобы модули по подготовке этих специалистов разрабатывало отдельное учебное заведение с его менталитетом и мировоззренческими позициями?»

Как бы там ни было, это уже допустили, и ссузы сейчас вовсю заняты разработкой образовательных программ. «Мы активно работаем по их созданию по четырем основным специальностям, – рассказывает о ситуации в Казанском педагогическом колледже его директор Анфиса Залялова. – Учебные планы уже на экспертизе. Так что к началу учебного года, я думаю, мы будем готовы работать по новым стандартам».

Нет черчению и да ОБЖ?

Кстати, изменения ссузы почувствовали на себе еще до введения в них новых ФГОСов. Все из-за нововведений в школах. «Школа превратилась просто в инструмент для сдачи ЕГЭ, – сетует начальник Центра начального и среднего профессионального образования КГЭУ Сергей Осянин. – И в ссузы буквально хлынул поток школьников, которые просто боятся единого госэкзамена».

На себе эту ситуацию почувствовали и в Радиомеханическом колледже. «До 2009 года мы набирали ребят только на базе полного среднего образования, – рассказала директор колледжа Лилия Яруллина. – А теперь нам приходится набирать детей и после 9 класса. Это кардинально изменило подходы в образовании и саму организацию учебного процесса».

Учить вчерашних школьников в техникуме – задача не из простых. Надо и общее образование подтянуть, и дать практические навыки. «Это непросто, потому что школьники в большинстве своем приходят очень неподготовленными, – делится своими наблюдениями директор Казанского техникума железнодорожного транспорта Андрей Васин. – А если примут новые школьные стандарты с уклоном на ОБЖ и физкультуру, будет еще труднее. Ведь в техническом ссузе нужны в первую очередь технические науки. А черчения в школах уже нет».

Последнее слово за работодателем

Еще одно определяющее условие новых стандартов – приоритеты развития образовательного учреждения будут определять его стратегические партнеры. Двумя словами: кого на заводе хотят, того и будут готовить в ссузе.

Это условие развития ссузов начальник отдела среднего и начального профессионального образования министерства образования и науки РТ Светлана Матвеева назвала главным. «Именно работодатель будет определять приоритет развития образовательного учреждения. А вот радикальное увеличение финансирования учреждения не является основным условием повышения качества образования», – подытожила Матвеева.

«Для нас желание работодателя – закон, – говорит директор Казанского техникума легкой промышленности Галина Саурова. – Мы уже давно готовим именно тех специалистов, которые нужны работодателю. Это неспроста. Наш техникум единственный на территории бывшего Советского Союза готовит меховщиков по трем специальностям, так что и проблем с трудоустройством у нас нет».

Большое значение работе со стратегическими партнерами уделяют и в Казанском энергетическом техникуме. «У нас созданы специальные группы, где обучаются специалисты для конкретных предприятий. Все выпускники таких групп после обучения трудоустраиваются на предприятии», – так описала взаимодействие с работодателем заведующая отделением корпоративно-интегрированного образования техникума Татьяна Потеева. А по словам заведующей отделением Энергетического техникума Елены Давлетшиной, сейчас в колледже вовсю идет работа над модулями 3 поколения. «Этот переход закономерен и необходим, так что хотим мы этого или нет, мы начнем работу по новым стандартам».

На политику ссуза влияют родители

Важными отношения с работодателем считают и в Центре начального и среднего профессионального образования КГЭУ. Как говорит заведующая отделением профессионального образования центра Галина Калиниченко, к мнению работодателя вуз всегда прислушивается. Благодаря этому студенты КГЭУ имеют возможность параллельно с учебой получать рабочую специальность.

Но как бы важны эти отношения ни были, не только они определяют образовательную программу ссуза. Так считает директор Казанского электротехникума связи Сает Хакимзянов. «Во многом ее определяют родители, которые решают, куда отдать своих детей, да и благополучие той или иной отрасли. Если, к примеру, авиастроение находится в упадке, то и на авиастроительные специальности абитуриенты не пойдут».

«К тому же новые стандарты 3 поколения размыли те стандарты, что существовали ранее», – такое мнение высказал директор Казанского технологического колледжа Владимир Садофьев.

Не согласен с определяющей ролью работодателя и председатель совета директоров ссузов, директор Казанского авиационно-технического колледжа Валерий Сохабеев.

«Без денег ничего не сделаешь, и в этом со мной согласятся во всех колледжах. Нам, например, лет 8 не выделяют средств на связь и Интернет. Мы стараемся, выкраиваем их сами. Разве это правильно? Как мы будем выполнять заказ предприятия и готовить нужных ему специалистов без необходимых учебных условий и материалов? Как наши учителя будут повышать свою квалификацию, когда их заработок остается крайне низким?»

Ответов на эти вопросы в новых стандартах нет. А вот вопросов в ссузах еще больше. И решать их им придется так же, как и готовить новые образовательные программы – самим.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем