Город Поколение в контексте

Поколение в контексте

У моей подруги дочка читает взахлеб лет с трех. Еще до школы маленькая Соня осилила «Робинзона Крузо» и прочие совсем не «садиковые» произведения. Да и сейчас ее частенько можно увидеть с книжкой в руках. При этом, я бы не сказала, что девочка – эдакий ма

У моей подруги дочка читает взахлеб лет с трех. Еще до школы маленькая Соня осилила «Робинзона Крузо» и прочие совсем не «садиковые» произведения. Да и сейчас ее частенько можно увидеть с книжкой в руках. При этом, я бы не сказала, что девочка – эдакий маленький «ботаник», которого кроме букв ничего не интересует. Чтение не мешает ей играть с подругами, осваивать компьютерные игры, ходить в гости. Увы, подобные истории – большая редкость. Напротив, родители чаще жалуются, что не могут заставить своего ребенка читать даже то, что положено по программе. А что уж там говорить о книжке как способе проведения досуга. Всадники без головы, Маленькие принцы и капитаны Немо постепенно отходят на второй план, грустно махая нам на прощание. Навсегда?

Болезнь века

По данным различных социологических исследований, сегодня более 40% взрослого населения России книг вообще не читает. Чтение упало в самые низы рейтинга и среди досуговых предпочтений детей и подростков. За последние двадцать лет выросло уже два поколения нечитающих граждан: у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, считанные семьи имеют домашнюю библиотеку. И последствия не заставили себя долго ждать. Исследователи из Института социологии РАН утверждают, что только 13–14% взрослых читателей и зрителей понимают сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач.

Подтверждают эти данные исследования в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних школьников. Одной из целей исследования являлось определение у подростков навыков чтения и использования полученной информации. С самыми сложными задачами справились лишь 1,7% юных россиян, почти в шесть раз меньше, чем их сверстники из остальных 39 стран.

Впрочем, по мнению директора детской библиотеки Ольги Адамович, нечитающее поколение – это просто сложившийся стереотип в обществе. «Сейчас достаточное количество детей, которые ходят в библиотеку, интересуются современной литературой, знают авторов», – говорит Ольга Борисовна. «Читают почти все дети, – вторит ей директор юношеской библиотеки Татьяна Шубина. – Правда, лишь 30–40% из них интересуются не только энциклопедической и программной литературой, но и так называемыми книгами по интересам. Но чтобы совсем не читали – я сказать не могу».

«Среди моих семиклассников программные произведения читают процентов 80, – рассказывает преподаватель русского языка и литературы Людмила Арбатская. – Есть, конечно, такие, кто активно интересуется литературой и помимо обязательной школьной программы. Даже, бывает, на уроках почитывают. Но таких, к сожалению, единицы».

Ящики против томиков

Не только от детей, но и от взрослых можно сегодня услышать мнение: чтение уже устарело, его постепенно вытесняют альтернативные способы получения информации – телевидение и Интернет. Наступил век визуальной культуры! И пора, наконец-то смириться, что книга потерпела фиаско в борьбе с «ящиками». Как сказала корреспонденту завкафедрой издательского дела и редактирования, филолог Наталья Дворцова, люди продолжают читать, но читатель сейчас перекочевал с печатных страниц на просторы интернет-ресурсов и теперь не только активно поглощает электронные книги, но и грамотно пишет. Однако Татьяна Шубина считает, что Интернет все-таки не сможет заменить полноценного чтения: «Информация там порой дана в сокращенном виде, да и не всегда верная, много ошибок. Листая же книгу, ребенок приобщается к какому-то другому неизведанному миру».

Да, пока еще рано отправлять книгу на пыльную полку. И вряд ли когда-нибудь найдется достойная ей замена. Ведь благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы восприятия, позволяя увидеть то, что, возможно, не придется увидеть никогда в реальности. Кроме того, при помощи простейших, постепенно усложняющихся образов ребенок учится каким-то жизненным правилам и общению, впитывает в себя важнейшие нравственные нормы. Хорошая книга может тактично объяснить ребенку то, что порой очень сложно сформулировать устно. А определенные образы невольно впитываются и становятся частью личности мальчика или девочки. Заметьте, без лишних нравоучений со стороны родителей.

Казалось бы, все эти функции могло бы взять на себя телевидение и Интернет. Однако визуальная культура предоставляет нам готовые образы-картинки – уже пережеванные кем-то истины. А это не способствует развитию интеллекта и души, ведь глядя на придуманные кем-то формулы не нужно самостоятельно вникать в текст, отделять главное от второстепенного, размышлять, думать, выбирать. У детей не развивается фантазия, интуиция, познавательные способности.

Впрочем, помимо духовного обогащения у чтения есть и совершенно прагматическая функция. Педагоги давно отмечают, что у читающих правильные книги ребятишек гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы литературного языка, учится красиво писать, читать и думать. Словарный запас после прочтения книги увеличивается в разы, а необходимость зубрить сложные правила и исключения отпадает сама собой. Ученики же, которые не дружат с книгой, потом допускают на письме банальные ошибки. И как бы они не заучивали правила, дисграфии им не избежать.

Хороший пример заразителен

И библиотекари, и педагоги, и психологи, и счастливые родители читающих детей в голос твердят: чтобы навсегда подружить ребенка с книгой, существует только одно средство – личный пример. Например, в моей семье было принято устраивать вечера чтения. Мы с сестрой укладывались в постель, зажигали лампу, к нам присоединялись родители и все по очереди читали вслух. Это удивительно нас сближало, ведь мы не только читали, но и обсуждали прочитанное, делились впечатлениями, просто болтали.

Моя подруга, мама той самой Сони, следовала совету, описанному в книге известного педагога Юлии Гиппенрейтер: выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом, и родитель читает ребенку, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают его за желание читать и читают с ним вместе – строчку ты, две строчки я. И так далее.

Детский психолог Искра Даунис предлагает еще один метод: однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Еще можно применить так называемый метод древнего народа: ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).

Когда ребенок видит родителей с умными книжками в руках, а не с ярким глянцем, то необходимость заставлять читать отпадает сама собой. Заставить читать с интересом невозможно, так же, как и заставить играть в скучную игру. Многие родители и учителя сразу внушают ребенку, что читать «надо». Но если чтение книги – это обязанность, то, поверьте, все обязательства закончатся ровно тогда, когда ослабнет контроль родителей и педагогов.

Еще очень важно тщательно отбирать книги – в соответствии с увлечениями и возрастом. В идеале, уровень ее сложности должен чуть-чуть превышать познания ребенка. Тогда произведение будет стимулировать дальнейшее развитие человека, заставлять повышать планку и расти.

Перетряхнем книжные полки

Допустим, мы уже убедились в том, что чтение для ребенка необходимо, и даже поняли, как научить ребенка любить книги. Возникает другой вопрос: а что читать? И вот здесь, казалось бы, в век издательского бума, книголюб-родитель может столкнуться с непреодолимым препятствием – ему просто не из чего выбрать приличное чтиво для своего ребенка. Конечно, со мной могут не согласиться многочисленные читатели, ведь книжные магазины набиты детской литературой, которую в последнее время вообще принято разделять на книги для мальчиков и девочек. Очень удобно ориентироваться: видишь розовую книжную полку – ага, литература для маленьких дам. Конечно, иронизирую. Потому что деление литературы по половому признаку – занятие глупое, хотя и модное.

Я – большой любитель порыться на полках книжных магазинов и выбрать для своего ребенка что-нибудь особенное. Причем, довольно придирчиво отношусь и к оформлению, и к содержанию издания. Проблема в том, что выбирать-то нечего. Книжные магазины забиты яркими тематическими энциклопедиями – это основной фонд детской литературы. Художественная же литература остается в меньшинстве. По данным социсследований, абсолютные тиражи книг для юношества (а это более трети населения) просто катастрофичны: примерно 1/10000 процента от общего количества издаваемых.

«К сожалению, издатели уделяют мало внимания детской литературе, – говорит пишущая диплом на эту тему студентка филфака Евгения Морозова. – Чаще всего издаются книги для дошкольников – Чуковский, Барто, Маршак и прочие. А вот с литературой для подростков – проблемы. Подросшим детям приходится довольствоваться либо взрослыми книгами, либо переводными фэнтези. Отсутствие детских книг и пагубное влияние современного телевидения способствует развитию дурного вкуса у детей – они предпочитают читать ужастики, детективы и романы о любви».

Еще одна проблема – отсутствие новых имен. Правда, существует мнение, что авторы пишут детские книги, однако издавать их никто не хочет – сложно раскрутить неизвестное имя, гораздо проще обратиться уже к знакомым именам. Правда, и эти необходимо тщательно просматривать, прежде чем приобретать. В России существуют определенные нормы книгопечатания – бумага, печать, краска, кегль, соответствующий возрасту. Многие издатели этими правилами пренебрегают – книги кишат ошибками, печатаются на плохой бумаге и некачественными красками. Последнее веяние – издавать произведения в сокращенном виде и с переработанным авторским языком. Подобные книги, на мой взгляд, – бомба замедленного действия.

Возможно, кому-то покажется неактуальной «книжная» тема. Однако любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает потом человека на протяжении всей жизни. И время, потраченное на книги, потом окупится: литература учит ребенка мыслить, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни. А это – гарантия того, что вашего ребенка уж точно не наградят ярлыком «нечитающее поколение», а вслед за ним – «потерянное поколение».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем