3 июля Госавтоинспекция отметила День работников ГИБДД. Нередки были случаи, когда сотрудники ДПС получали поздравления прямо на посту от простых граждан. Однако гораздо чаще автоинспекторы становятся героями анекдотов и выставляются в водительской среде в нелицеприятном виде. Такую ситуацию, по мнению заместителя командира полка ДПС УГИБДД МВД РТ по кадрам Рафила Набиуллина, необходимо менять. Главное, чтобы и водитель, и автоинспектор уважали друга друга. В своем интервью порталу 116.ru Рафил Рафикович рассказал об особенностях службы в ГИБДД, взаимоотношениях водителей и инспекторов, кодексе профессиональной этики сотрудников и многом другом.
– Рафил Рафикович, по какому принципу в Госавтоинспекцию принимаются сотрудники и что их ждет в процессе работы?
– Мы принимаем людей на работу и уже в процессе трудовой деятельности проводим их обучение. В приоритете находятся потенциальные работники, отслужившие в армии и имеющие высшее образование. Кроме того, претендент на службу должен быть ростом не менее 170 см, чтобы перед водителем представитель власти выглядел солидно. Как только человек принимается на работу, он направляется на обучение в центр профессиональной подготовки в Набережные Челны.
Обучение длится четыре месяца – это первоначальная подготовка. Там обучают азам службы, инспекторы изучают нормативные документы и так далее. Также в связи с тем что в работе сейчас широко используется спецтехника – видеофиксаторы и прочее оборудование – сотрудники ГИБДД проходят обучение и в этом направлении. После всех курсов слушатели сдают экзамены и возвращаются к нам уже полноценными сотрудниками.
– Какую еще подготовку проходят сотрудники в процессе службы?
– Раз в неделю у нас проходят занятия по служебной подготовке как для руководящего, так и для инспекторского состава. На каждом занятии изучаем какие-либо изменения в нормативных документах. Допустим, вышла поправка в КоАП – все это доводим до каждого сотрудника ГИБДД. Также у нас регулярно проходят занятия по физподготовке в спорткомплексе при управлении Госавтоинспекции. Инспекторы тренируются два раза в неделю перед заступлением на службу. Кроме того, у нас предусмотрена и огневая подготовка.
– Нескромный вопрос: а есть в полку Казани такие сотрудники, которым тяжело даются физические нагрузки, допустим, из-за их тучного телосложения или, наоборот, недоразвитости?
– За городской полк говорить не могу, но в нашем «трассовом» полку таких людей нет – все подтянутые и спортивные. Хотя, к примеру, наш командир занимается тяжелой атлетикой и есть еще пара таких. Они сами по себе большие, но это не полнота – это груда мышц. И вообще, больше половины наших сотрудников укладываются в норматив кросса 3 км. Так что физическая подготовка у нас на уровне.
– Нередко от читателей-автомобилистов приходят жалобы, что сами же сотрудники ГИБДД плавают в правилах дорожного движения. Как идет подготовка в этом плане?
– Всем известно, что по указу президента России к 2010 году численный состав сотрудников МВД должен уменьшиться – определенное количество будет сокращено. И приоритетным моментом для продолжения службы будет являться профессиональная развитость сотрудника. Поэтому и в нашем, и в остальных подразделениях этому вопросу уделяется большое внимание. В последнее время к этому стали относиться даже жестче. Повторюсь, у нас проходят еженедельные занятия, на которых помимо нормативных документов изучаются также и ПДД.
Перед каждым заступлением на смену на разводе личного состава ответственный опрашивает сотрудников по специальному билету. В него как раз входят вопросы по Правилам дорожного движения, по нормативным документам. Кроме того, ежеквартально наш полк сдает зачеты в МВД РТ. В них входят билеты на знание правил, вопросы по служебной подготовке. Делается это для того, чтобы каждый сотрудник знал правила на зубок.
Стоит отметить, что, возвращаясь после смены, сотрудник ГИБДД проходит в актовый зал, где у нас стоят компьютеры. Там он после сдачи отчетов по работе решает по одному билету по ПДД, после чего уже только идет домой.
– Какие нарушения более распространены у наших водителей?
– Самое распространенное нарушение – это превышение скорости. По статистике нашего полка, их 51% от общего количества. Второе по «популярности» – непристегнутый ремень безопасности. Правда, в последнее время количество этих нарушений сокращается, отчасти из-за увеличения штрафов, но и благодаря тому, что по телевидению идет социальная реклама демонстрирующая, как ремень безопасности в большинстве случаев спасает жизнь при ДТП.
– По статистике какая самая распространенная причина аварий?
– Как я уже говорил, самым распространенным нарушением является несоблюдение скоростного режима. Соответственно, это и есть главная причина многих ДТП. Зачастую причиной тому становится обыкновенное легкомыслие и неоправданный риск, когда водители обгоняют целые потоки, пересекая сплошную и выезжая на встречную полосу. По статистике, из-за этого нарушения за полгода уже произошло 37 аварий, в которых погибло 25 человек. При этом гибнут ведь не только виновники аварии, но и те, кто оказался участником ДТП случайно. А среди них есть и дети.
Но как достучаться до водителей, что выезд на встречку является очень опасным? Мы и баннеры вешали в городе... многое делали. Но, к сожалению, многие, пока сами не почувствуют на себе последствия такого нарушения, не становятся за рулем аккуратнее.
– Замечаете разницу в поведении за рулем казанских водителей и тех, кто приезжает в республику из других регионов?
– Я бы сказал, что почти любой водитель, заезжающий в другой регион, начинает вести себя на дороге более аккуратно: смотрит на знаки, соблюдает скорость. Наши же водители дороги знают хорошо, им известны все знаки и разметки, они знают, где превысить «можно», а где не стоит.
– Существует ли разница в службе инспекторов ГИБДД в Татарстане и в других регионах страны?
– Никакой разницы нет. Все принципы несения службы регламентированы общим приказом. Единственное отличие в том, что в нашей республике более полно внедрено использование компьютеризированной и другой спецтехники. В этом, наверное, и есть специфика службы в Татарстане.
– Автолюбители также нередко жалуются на хамов в погонах, которые просто не умеют себя вести. Ведется ли какая-либо воспитательная работа с сотрудниками ГИБДД?
– В системе МВД был создан целый отдел воспитательной работы. Также был издан приказ, чтобы в каждом подразделении России были созданы группы инспекторов, занимающихся этим вопросом. Где-то в декабре 2008 года появился Кодекс профессиональной этики сотрудника милиции. Там прописано, как сотрудник автоинспекции должен себя вести при общении с участником дорожного движения, как он должен носить форму. В общем, в этом кодексе приведены практически все рекомендации, чтобы создать положительный образ сотрудника ГИБДД.
На эту тему с инспекторским составом мы также проводим занятия. Но стоит сказать, что сотруднику ГИБДД за время работы приходится общаться с разными категориями водителей, и некоторые, порой, сами ведут себя не совсем корректно. Поэтому вопрос еще в том, какие крепкие нервы нужно иметь инспектору, чтобы самому выдерживать и хамство, и грубость. Для этого каждый экипаж теперь оснащен видеокамерой: при возникновении конфликтных ситуаций один из сотрудников все снимает на видео, а другой, соответственно, общается.
Делается это для того, чтобы в будущем водитель не написал клеветническую жалобу на инспектора, что якобы он начал грубить. Кроме того, есть у нас сотрудники, которые проводят и негласные проверки работы личного состава. Был такой случай, когда одного из инспекторов в районе привлекли к дисциплинарной ответственности за то, что он, находясь на посту, грыз семечки, что никак не красит внешний облик представителя власти.
– А, наоборот, за отличное несение службы как-то стимулируете сотрудников, помимо премий?
– Да, такое есть. К примеру, не так давно весь наш молодой состав участвовал в турнире по боулингу. Также вручаем награды, почетные грамоты, нагрудные знаки. Кроме того, для сотрудников, занимающих должность до командира взвода, введена такая система: год службы идет за полтора. Путевки в санаторий на отдых – это само собой разумеющееся.
– Не секрет, что у инспекторов есть план по количеству выявленных нарушений в месяц. Но не мешает ли это сотруднику ГИБДД помогать водителям, не приходится ли ему не гнаться за выполнением плана?
– Начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов в одном из интервью прессе высказал мысль, что сейчас необходимо работать не на «палочную» систему (кинуть палку – раскрыть дело, правонарушение. – Прим. авт.), а на предотвращение нарушений среди водителей, вести профилактику. К примеру, в нашем полку «палочной» системы нет. Но есть один момент. Если на определенном участке дороги произошло ДТП из-за превышения скорости, то инспектор на этой дороге будет работать как раз для выявления нарушителей скоростного режима. Сколько протоколов должен привезти инспектор со смены, никто не уточняет – такой задачи вообще не ставится.
– Автолюбители до сих пор интересуются, могут ли инспекторы прятаться в кустах и вести скрытое наблюдение?
– Инспекторы должны нести службу на участке дороги, который хорошо виден водителю. Также патрульные машины должны быть с цветографическими схемами и оборудованы проблесковыми маячками. В ночное время экипаж должен стоять на освещенном участке дороги, чтобы водитель успел отреагировать на требование инспектора. Также сотрудники ГИБДД должны быть в световозвращающих жилетах. Прятаться в кустах сотрудникам разрешено, но если они используют при этом приборы видеофиксации нарушений.
Чтобы у водителя была уверенность, что он остановлен действительно сотрудником ГИБДД, он имеет право потребовать предъявить последнего служебное удостоверение. Инспектор должен сделать это сразу же. Кроме того, каждый сотрудник имеет нагрудный знак.
– Какая средняя зарплата инспектора ГИБДД?
– Средняя зарплата у младшего инспекторского состава составляет 12 тысяч рублей в месяц. Помимо того, есть квартальные премии, которые составляют более 70% от оклада и зависят от звания – это около 3 тысяч рублей. Но зарплата будет перераспределена за счет грядущих сокращений. В нашем полку будет сокращено более 70 должностей, и инспекторский, и управленческий состав. Но затрагивать людей не планируется. Все будет проделано за счет уходящих на пенсию, к тому же мы ограничили набор новых сотрудников.
– Что бы вы лично привнесли в службу ГИБДД для улучшения и ситуации на дорогах, и создания положительного образа сотрудника автоинспектора?
– Единственное, что можно было бы изменить, – это увеличить зарплату инспектора ДПС. Прямо скажем, она на сегодняшний день невысокая.
– Как бы вы посоветовали вести себя водителям с сотрудником автоинспекции?
– Любой сотрудник ГИБДД – такой же человек, как и мы все. Если с сотрудником автолюбитель будет вести себя тактично и вежливо, поздоровается – то, соответственно, инспектор ответит тем же. Если же разговор начнется со слов водителя: «На каких основаниях вы меня остановили?», и все в таком духе, то сотрудник уже насторожится, ему захочется ответить тем же. Но так как он человек в форме, представитель власти, ему придется сдерживаться. Но определенное отношение останется. Самое главное, нужно относиться друг к другу уважительно и доверительно.