Город эксклюзив Был памятник, да сплыл. В центре Казани сносят старинный пивоваренный завод, который непонятно почему перестал охраняться

Был памятник, да сплыл. В центре Казани сносят старинный пивоваренный завод, который непонятно почему перестал охраняться

Он по непонятной причине перестал быть памятником

Так сейчас выглядит участок на Нариманова, 40

В центре Казани снесли комплекс пивоваренного завода, которому минимум 156 лет. В 90-е здания охранялись государством, но теперь, несмотря на солидный возраст, почему-то потеряли особый статус. Владелец обещает воссоздать комплекс точь-в-точь, но его заверения не снимают острых вопросов. Выясняем и показываем, что сейчас происходит с историческим, но «беззащитным» объектом.

«Это нужно остановить», — с таких слов начинается клич градозащитника, социолога Марьи Леонтьевой, которая обратила внимание на снос. По ее словам, здание уничтожают с 3 мая. Сегодня стройплощадка на Нариманова, 40 выглядит так: экскаватор разбивает остатки стены, валяются обломки кирпичей и доски, над территорией клубится строительная пыль.

А что это вообще такое? В старых документах постройки фигурируют как комплекс зданий пивоваренного завода Щербакова «Гаро». Впервые он упоминается в архивах 1868 года, когда купец задумал сделать погреба. Объект спроектирован известным архитектором Петром Пятницким. По словам Леонтьевой, сносимые здания интересны даже не сами по себе, а как часть района.

— Это забулачная часть Татарской слободы, которая ценна как средовая деловая, промышленная застройка, которая формирует комплексный характер этой территории. Кроме того, сохраненных заводов периода середины XIX века в Казани не так уж и много, — объяснила корреспонденту 116.RU Леонтьева.

Помощник главы Татарстана Олеся Балтусова, которая занимается сохранением наследия, добавила: здание использовалось не только как завод, но и как рынок, потом долго стояло без отопления. Старинный комплекс охранялся государством и считался памятником истории и культуры местного значения. По крайней мере, так говорится в постановлении городской администрации от 1994 года. Однако сейчас комплекс остался без защиты. Его нет в реестре объектов культурного наследия, в паспорте тоже ничего не сказано про особый статус. Пару лет назад комитет РТ по охране ОКН подтвердил: бывший завод не охраняется государством. Как такое могло произойти — был памятник, да сплыл?

— Массовый вывод был в 2000-е годы сноса ветхого жилья. Я думаю, [комплекс тоже] вывели в годы сноса, тогда много местных памятников выводили, десятками, — предположила Балтусова в беседе с корреспондентом 116.RU

Поэтому собственника — группу компаний ASG — нельзя упрекнуть в нарушении закона. По данным ЕГРН, дома под единым адресом Нариманова, 40 относятся к структурам миллиардера из Казани Алексея Семина. Forbes оценивает его состояние в $ 550 млн. Семин — лендлорд-рантье, его корпорация ASG владеет недвижимостью в России и за рубежом. Во время подготовки к Универсиаде холдингу передали десятки исторических объектов для восстановления. Так что ASG любит при любом удобном случае говорить о своем меценатстве. Но вернемся к пивоваренному заводу.

— ASG уверяет, что в разработанной и представленной на казанском градсовете концепции развития территории эти здания остаются, после демонтажа аварийных корпусов предполагается их полное воссоздание один в один. Аварийность подтверждена, документы есть, — пояснила Балтусова.

Собственник утверждает, что по-другому восстановить предприятие невозможно: кирпич непригоден для повторного применения. Однако это вызывает вопросы у градозащитников. Леонтьева обратилась к комитету по охране ОКН, который мог бы наложить мораторий на работы, Балтусовой, которая решает градостроительные споры, и собственнику, который позиционирует себя как хранителя и девелопера объектов наследия.

— Как отмечают специалисты-реставраторы, более ранние здания сохранены в целости при исходных условиях содержания. Поэтому непонятно, почему собственник ссылается на аварийность здания, непригодность его кирпичей даже для повторного использования, — вопрошает Леонтьева.

Похоже, что ответ на этот вопрос градозащитники получат только постфактум, ведь на тот момент, когда наш корреспондент приехал на место, от завода почти ничего не осталось. Хотя, согласно паспорту, демонтаж должны закончить к концу июня. Что разместится в воссозданном здании? Ответ на этот вопрос не дают ни паспорт объекта, ни наши собеседники.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем