На днях президент РФ Владимир Путин подписал принятый Госдумой и одобренный Советом федерации закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон будет распространять свое действие на все автомобильные дороги России, которые по форме собственности теперь подразделяются на государственные, муниципальные и частные. Много внимания в нем уделено разграничению полномочий между органами власти, процессу оформления подрядчиков на ремонт и реконструкцию дорог, а также строительству платных участков и правилам распределения денежных средств. Также в законе прописаны права и обязанности всех субъектов пользования дорогами и прилегающими территориями.
Что же дает нам этот первый в России закон о дорогах?
Согласно его букве, с первого числа 2008 года мы имеем право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, то есть ездить по дорогам общего пользования когда хотим и куда хотим, перевозить пассажиров и груз (кроме платных, там свои правила). Опять же согласно закону теперь любой «пользователь» дорог может свободно рассчитывать на «компенсацию вреда, причиненного жизни, здоровью, или имуществу в случае строительства, реконструкции, капремонта, ремонта и содержания автодорог вследствие нарушений требований настоящего закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, ремонт и содержание автодорог».
То есть теперь, если вдруг ваша машина угодила в открытый люк, вырытую и не огороженную траншею, колдобину или яму, можно потребовать компенсацию ущерба непосредственно от дорожников, ответственных за участок. Этим правом могут воспользоваться и пешеходы, пострадавшие в результате падения или испачкавшие в дорожной грязи свою одежду. Также любой из нас имеет право на получение информации о маршрутах движения, дорожных условиях, временном ограничении и запрещении, допустимых нагрузках и скоростях движения. А население, проживающее вдоль существующих, а главное, на месте планируемых к строительству трасс, должно быть проинформировано о размерах полос отвода, придорожных полос и резервных зон.
«Вы хоть раз слышали, чтобы подобный закон работал? – удивляется ведущий специалист компании CityPay Александр Петров. – Мне не один раз приходилось страдать от нерадивости наших дорожных служб. Это ведь какой стресс, да и гнутые колеса в лучшем случае выправлять приходится. Как-то на «девятине» разбил коробку – в центре города на Булаке был открытый люк. Так вот мне пришлось восстанавливать ее за свои деньги – страховка была неполная. А сегодня? От моего дома до работы 4,5 километра. Я преодолевал их час, причем двигаться приходилось по краю проезжей части, а там не чищено, там открытые люки ливневки! Но, несмотря на столь вопиющие нарушения со стороны дорожных служб, думаю, что обращаться за компенсацией не будет никто, ибо это себе дороже выйдет. Наша правовая система не направлена на защиту граждан. Скорее она направлена на соблюдение стабильного состояния самой себя, и чтобы чего-то от нее добиться, нужно приложить такое количество нервов и времени, что раз попробовав, я отказался от этой мысли».
«Я считаю, что никакого толку от этого закона не будет, – комментирует это событие известный в прошлом казанский журналист, сотрудник пресс-службы компании IBS Евгений Кутилов. – У нас суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Процедуры получения компенсации непременно обвесят такой массой бюрократии, что дешевле будет сразу отправить машину на свалку. Нужно стремиться к тому, как работает этот механизм в других странах, чтоб были влиятельные страховые компании, и страховщики судились с виновными вместо водителей. Кроме того, нужно строить нормальные дороги, которые не превращаются в ямы и кочки через полгода. Для начала пусть подряды на строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии начнут распределять не по коррупционным принципам, а цивилизованно. Сейчас цена строительства километра дороги нормального качества в России в разы превышает затраты в Европе. Потому что, как известно, воруют. Никто ведь никогда не посчитает, сколь ты там зарыл в землю песка и цемента. Так что не верю я, что в обозримом будущем ситуация изменится!»
«Принятие такого закона, безусловно, положительно скажется на состоянии страхового рынка, – заключил главный специалист отдела транспортного страхования компании «Талисман» Игорь Макаров. – Я уверен, что напрямую в судебные органы пострадавшие обращаться не будут. Это не их уровень ответственности. В любом случае, при повреждении автомобиля в результате некачественной работы коммунальных или дорожных служб будет определен размер страховой выплаты, и водитель ее получит. Что делать с виновником – уже наша забота. Могу сказать, что на сегодняшний день таких дел – завалы. Даже когда виновник определен, суд выигран, а документы о выплате компенсации отправлены в Министерство финансов, гарантии, что мы получим их, нет. Минфин всеми способами старается затянуть процесс расставания с деньгами. Как будет после принятия закона, посмотрим. Возможно, что это будет хороший козырь в наших руках».