Город Азат Ганеев, директор программы MBA КГФЭИ: «Я так воспитан – быть всегда при деле»

Азат Ганеев, директор программы MBA КГФЭИ: «Я так воспитан – быть всегда при деле»

В следующем году программе МВА в Татарстане исполнится 10 лет. За это время диплом «Мастера делового администрирования» получили 312 руководителей из республики и соседних регионов. То, что давно считается обязательным условием для представителей...

" src=

В следующем году программе МВА в Татарстане исполнится 10 лет. За это время диплом «Мастера делового администрирования» получили 312 руководителей из республики и соседних регионов. То, что давно считается обязательным условием для представителей бизнес-сообщества и просто правилом хорошего тона для руководителя на Западе, начинает входит и в нашу жизнь. О том, как обучение в программе «Мастер делового администрирования» меняет человека, поделился с читателями 116.ru директор программы МВА КГФЭИ Азат Мингазович Ганеев.

Азат Мингазович, как программа МВА пришла в Россию и в Татарстан?

– Программе «Мастер делового администрирования», рассчитанной для подготовки руководителей высшего звена, насчитывается более 100 лет. Зародилась она в Америке. В России же программа, впервые появившись 17 лет тому назад, стала реализовываться в Москве, в Академии народного хозяйства. А в 1999 году Министерство образования РФ объявило конкурс для отбора образовательных учреждений для реализации программы МВА. На первом этапе конкурса были отобраны 14 вузов. После этого в 2000 году был объявлен второй конкурс, в котором участвовал и КГФЭИ. Из 57 образовательных учреждений, претендующих на реализацию программы, мы оказались в числе 16, которые получили это право.

В целом история подготовки к реализации данной программы в КГФЭИ началась в 1998 году. У нас есть партнер – Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, которая еще до 1998 года в течение 10 лет реализовывала программу «Мастер делового администрирования» совместно с французскими коллегами Высшей коммерческой школы группы ESIDEC города Мец.

Французским коллегам потребовался новый российский партнер. Санкт-Петербургский университет экономики и финансов порекомендовал нас. И вот в 1998 году состоялась первая встреча, мы начали работу. А в 2000 году был объявлен конкурс. Начиная с этого года, мы стали реализовывать эту программу. То есть ей уже ни много ни мало девять лет. Будущий год – это год юбилейный. За это время у нас было семь выпусков. Мы подготовили 312 мастеров делового администрирования. Это достаточно большой круг наших руководителей во всех сферах деятельности.

На Западе программа успела стать традиционной, а с чем вы связываете ее востребованность и популярность в России?

– На Западе обладатель диплома или степени МВА – это человек высшей квалификации. Это руководитель, который может занимать самые высшие должности. В России в связи с переходом к рыночной экономике необходима была подготовка руководителей с новым образом мышления. А программа МВА именно на это и ориентирована. Программа МВА предназначена, в основном, для управленцев – руководителей высшего звена, руководителей отдельных структурных подразделений, собственников бизнеса с любым базовым образованием. И целью программы МВА (срок обучения 2 года) является как получение фундаментальных знаний по менеджменту, стратегии и методологии управления, так и, прежде всего, практических навыков и компетенций в менеджменте. Программа МВА – это не теория. Она имеет практическую направленность, нацелена на формирование и развитие не теоретических знаний, а навыков практического применения, эффективных управленческих технологий. Участвуя в обсуждении деловых конкретных ситуаций, в дискуссиях по актуальным управленческим проблемам, слушатели программы делятся своим опытом, взаимообогащаются, индивидуальный опыт становится общим достоянием.

Расскажите поподробней про этот новый образ мышления.

– Прежде всего, говоря об образе мышления, нужно отметить: все процессы и явления он рассматривает во взаимосвязи. Рыночные условия потребовали несколько иного подхода и к организации производства, и к управлению персоналом, и к системе мотивации, и к учету требований потребителей. Эти вопросы в прежней, «той» действительности мы не изучали. Плановая система предполагала ориентацию на количественные показатели. Мы знали, сколько и когда нужно произвести, ну а теперь нужно знать сколько у тебя продукции купят. Для этого надо проводить маркетинговые исследования. Если маркетинг развивался в течение 30 лет, и результатами этой науки люди во всем мире пользовались, то для нас в России это было новшество. Нужно было дать эти знания в области маркетинга. Нужно было разработать стратегию развития предприятия. Здесь мы уже рассматриваем развитие отдельной компании в условиях конкуренции. Это новый образ мышления.

Меняются ли наполнение программы и методы преподавания? Насколько она мобильна?

– Если рассматривать все восемь наборов, то каждая программа отличается от предыдущей. Мы так же совершенствуемся, как и наши слушатели. Слушатели первого набора и последнего – это две разные категории людей. Если в первом наборе к нам приходили люди с советским образованием, ориентированные на плановую систему, то в настоящее время к нам приходят люди, которые знают основы рыночной экономики. Они подготовлены, получили образование в своременных условиях. Соответственно, подача материала для первого набора в корне и принципиально отличалась от того, как все происходит в настоящее время.

За период в 10 лет трижды изменились государственные требования в подготовке МВА. Это говорит о том, что эта программа постоянно развивается. Если смотреть на характер изменений государственных требований, то мы видим, что Совет по МВА при Министерстве образования и науки РФ учитывает реалии сегодняшнего дня. Программа динамично меняется, отслеживая развитие тех событий и явлений, которые происходят в нашей жизни, как в сфере управления, так и в сфере экономики, организации производства и так далее.

Есть ли приоритетные сферы для программы МВА, кроме, разумеется, бизнеса и власти?

– Программа МВА универсальна. Вообще программа МВА по международным и отечественным стандартам «дженералистская», то есть универсальная, не имеет узкую, отраслевую специализацию. Программа МВА готовит управленцев высшей квалификации, которые могут руководить любой сферой производства и услуг. А отраслевая специализация, в основном, свойственна академическим программам высшего профессионального образования. В государственных требованиях к участнику программы сказано: наличие высшего образования, вне зависимости от специальности, и наличие не менее двух лет управленческого стажа. Программа «Мастер делового администрирования» – это подготовка руководителей высшего звена. В управлении театром или промышленным предприятием методы одни и те же. Здесь проявляется ее универсальность. У нашей программы широкий диапазон слушателей – это и владельцы бизнеса, представители энергетики, автомобилестроения, авиации, и врачи, и руководители телеканала. Это говорит о том, что программа востребована. В последние годы людей к нам приводит не реклама, а в основном рекомендации и советы наших выпускников. Приходят представители частного бизнеса, а они просто так не будут тратить свои деньги.

То есть отсюда выходят лидеры, не важно в каком направлении?

– Да! Мы воспитываем лидерские качества. Программа реализуется в течение двух лет и занимает не менее тысячи часов. Мы преподаем основы бизнеса и менеджмента, базовые дисциплины в области менеджмента и специальные дисциплины. Есть также тематические блоки – это среда бизнеса, управление финансами, менеджмент, маркетинг, международный бизнес. Программа состоит из 10 циклов, каждый длится 10-15 дней. Девять циклов учебных, 10-й цикл – государственная аттестация.

Программа МВА достаточно напряженная. Люди сюда идут те, что тянутся к знаниям. Притом знаниям, которые они будут получать сами. Слушатель программы должен очень много читать. Образование – это не то, что дает преподаватель, а те изменения, которые происходят в слушателе. То есть они приходят сюда, чтобы измениться.

Сегодня не достаточно просто донести информацию до слушателя, нужно добиться от него ее усвоения, то есть обеспечить достижение образовательного результата. А мы, приглашая его на цикл, и должны с ним поработать. Мы не читаем лекции. В течение одного занятия могут быть элементы лекции, дискуссии, решение конкретной задачи, скажем, компьютерной симуляции. Мы эффективно используем разные формы. В образовательном процессе мы используем много технологий, которые развивают личностные характеристики. Чем это обусловлено? Некоторые навыки не так важны, гораздо важнее личностные качества: умение работать в коллективе; лидерские качества; креатив; умение создавать что-то новое; уверенность в себе; умение четко формулировать свою цель.

МВА – это не возможность кого-то научить, это возможность дать научиться. Наши преподаватели помогают нашим слушателям научаться. Поступая на обучение, в программу МВА, каждый абитуриент должен знать смысл своего дальнейшего обучения и понимать, что программа МВА – это не столько образование, которое он получит в процессе обучения, а сколько те возможности, которые для него откроются в будущем. А возможности всегда сидят в людях. Это, прежде всего, те, с кем он будет учиться. Это новое сообщество, в которое он попадает. Практика показывает, что большинство выпускников программы потом по жизни идут вместе, друг другу помогают, друг с другом общаются, открывают и ведут собственный бизнес.

Есть ли индивидуальный подход к каждому слушателю?

– Вопрос, который вы задали, очень интересен. Наши слушатели говорят, что необходимо учитывать индивидуальность. И это в рамках программы представляется возможным. В блоке «специальные дисциплины» слушатель должен самостоятельно выбрать в объеме 100 часов курсы. Слушатель сам определяет, что ему нужно. Но это только часть обучения – индивидуальная подготовка, в остальном занятия происходят в группе.

Думаю, что с этого набора мы будем учитывать индивидуальные предпочтения каждого – сферу его деятельности, его психологические особенности. Для одного мы можем использовать один прием, а для другого же этот прием противопоказан. И преподаватель эти особенности должен знать. Поэтому мы с прошлого года начали проводить такой формы занятия, как адаптационный тренинг, где группа в течение 20 часов знакомится друг с другом. Психолог выявляет особенности каждого и при этом дает ему и руководству программы рекомендации. Это позволяет больше раскрыться и самим слушателям. Скажем, человек был скован, но с помощью приемов активизации его раскрепостили. Оказывается, очень даже компанейский человек.

Получается, в процессе обучения МВА создается что-то вроде делового клуба. Вероятно, многие выпускники, познакомившись тут, выходят с мыслями о сотрудничестве? Можно не только знания, но и заработать полезные связи?

– Это очень интересная тенденция. Мировая практика показывает, что для того чтобы получить знания, нужно много заниматься. Если человек не развивается, не занимается своим образованием, то он отстает. А здесь мы показываем направления для развития. Есть мнение, что в программе МВА слушатели получают знания в соотношении 50 на 50: 50% – от общения с преподавателями, 50% – от общения друг с другом. Когда в группе оказываются два слушателя из разных сфер деятельности, то они многое берут друг у друга. А потом открывают совместный бизнес.

Обучившись по программе МВА, слушатели не только получают знания, но и приобретают круг общения. За время реализации программы МВА мы провели два форума выпускников МВА. Первый форум был посвящен пятилетию программы, второй состоялся в марте этого года. Выпускники с удовольствием откликаются на них, приходят, общаются.

Приходят ли к вам руководители из других регионов?

– В программе обучаются представители Чувашии, Удмуртии, Марий Эл. Это говорит о том, что о нашей программе знают в других регионах.

Обучает ли программа какому-то определенному стилю руководства?

– Для того чтобы сформировать стиль, нужно многое. Я как руководитель могу, используя разные стили, быть и авторитарным, и демократичным. Все зависит от ситуации и, конечно, от коллектива. К примеру, когда речь идет о выпуске новой техники, то мы говорим: нужно учитывать совместимость используемых материалов. А когда речь идет о коллективе, мы эти вопросы не учитваем. А ведь каждый человек – индивидуум. Он обладает определенным типом. И совместимость этих людей очень важна. А вдруг окажется, что рядом работает два несовместимых человека? Это нужно предвидеть. На Западе широкое распространение получили психологические и социологические службы, которые учитывают особенности человека и дают рекомендации уже при поступлении на работу – может ли данный тип работать в этом коллективе. Этим мы пока не занимаемся, хотя должны были бы заниматься. Тогда меньше было бы конфликтных ситуаций. В нашей программе обучения построено на компетентностном подходе. То есть в основу программы и ее содержательной части, технологии положено, что слушатель в ходе освоения программы получает не только знания, но и тот навык по той ключевой компетенции, который закреплен за данной дисциплиной. Набор таких ключевых компетенций, которые закреплены за определенными дисциплинами по всей программе, позволяет на выходе сформировать успешного руководителя с точки зрения практической деятельности в выполнении управленческих компетенций.

Можно ли сказать, что у вас есть идеальные ученики? Те, что после обучения добились больших успехов?

– Нельзя выделить кого-то «идеального». Каждый человек индивидуален, и, рассматривая каждого человека в его индивидуальности, можно сказать, что он идеален.

Я могу сказать так: все 312 наших выпускников добились успеха. Но могу привести и статистику: уже в процессе обучения процентов 40 слушателей имеют карьерный рост, а по завершению обучения – 60-65.

Есть ли люди невосприимчивые к программе? Существует отсев в процессе обучения?

– Конечно. Мне, например, интересно наблюдать такую картину: когда человек заплатил немалые деньги за обучение, ему дают материал, а он не заинтересован в получении знаний. Человек, который только просидел на занятиях, не получил того, на что он надеялся. Программа предназначена для того, чтобы побудить человека непрерывно совершенствоваться, прочитывать ту литературу, которую ему рекомендуют, делать определенные домашние задания. В процессе обучения идет отсев. Люди не выдерживают наш ритм. Начинает обучаться 60 человек, приходит к завершению 50. То есть где-то процентов 10-15 выпадает.

Вы учитесь чему-то у своей аудитории?

– Конечно. И мы их учим, и они нас учат. Это процесс обоюдный.

Оказывают ли знания влияние, полученные в процессе обучения по программе МВА, на ту часть жизни, которая не связана с работой? Можно ли с их помощью упорядочить всю свою жизнь?

– Прежде всего, приняв решение учиться по программе, слушатель должен осознать, что в течение двух лет он лишится того ритма жизни, который у него был до этого. Если до начала обучения МВА он вел определенный образ жизни – занимался спортом, посещал места отдыха – то здесь нужно выделить время для учебы. Два года четко расписаны по срокам. К образовательному циклу нужно готовиться, писать рефераты. Решить эту проблему слушатель сможет, если у него будет взаимопонимание на том месте, где он работает, и в семье.

Я пытаюсь подвести к тезису о том, что человек с МВА и человек без МВА – это разные люди. Так ли это?

– Совершенно верно. Даже тот человек, что был до обучения в МВА и тот же, но после, – это два разных человека. Мы опосредованно оказываем влияние на сознание человека. Он начинает все процессы рассматривать во взаимосвязи, системно, начинает совсем по-другому мыслить.

За те годы, что вы возглавляете школу МВА, можно ли сказать, что меняется тип руководителей?

– Сама жизнь меняется, и меняется ее ритм. И в этом ритме меняются руководители, слушатели. Руководитель десять лет назад и сегодняшний – это разные люди. Сейчас приходят более подготовленные люди. Они разбираются в экономических терминах. Этому способствует информатизация общества. Если в первые годы наши слушатели боялись подойти к компьютеру, то теперь они «дружат».

В 2008 году программа МВА Казанского государственного финансово-экономического института вошла в список 1000 лучших бизнес-школ мира. Выбор был сделан Международным комитетом по науке SMBG (Франция) на основе анализа более чем 4000 вебсайтов и множества публикаций, изученных EDUNIVERSAL. В список лучших бизнес-школ вошли 19 учебных заведений России. Отбор являлся результатом международной экспертизы, которая проводилась с помощью исследований и участия девяти известных на международном уровне экспертов из девяти географических областей (Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Средняя Азия, Евразия, Ближний Восток, Океания), а также представителя Научного Совета Системы.

Хотелось бы составить собирательный образ слушателя МВА...

– Это, прежде всего, успешный молодой человек лет 30-35, который имеет определенную целевую установку. Он хочет чего-то достичь. Это человек, который имеет определенные амбиции. Это человек, который хочет иметь свой бизнес. Он целеустремленный. Он пытается самосовершенствоваться. Это люди, которые поверили и проверили на своем опыте, что в процессе получения и обмена знаниями возникает новая ценность. Поэтому им легко общаться друг с другом, так как они разговаривают на одном условном языке, могут выстроить коммуникации между людьми, знают и понимают среду бизнеса.

У нас обучались и 50-летние руководители, и предпенсионного возраста. Мы отслеживаем их деятельность. Эти люди достаточно динамично развиваются, откликаются на семинары и тренинги. Прежде всего, человек может быть молодым душой, а по возрасту может быть и пенсионером. И наоборот. Главное – чтобы был импульс к саморазвитию.

Как оценивают качество образования в программе МВА?

– Качество образования – это те знания, навыки и трансформации личности, которые получает человек в процессе образования. Эти компоненты способствуют карьерному успеху, потому что программа МВА – это, конечно, программа, нацеленная на успех человека в его профессиональной карьере.

Если выпускник считает, что то образование, которое он получил у нас, изменило его мировоззрение, изменило его отношение к бизнесу, позволило ему продвинуться по карьерной лестнице, то это качественное образование. И если на программу приходят по рекомендациям тех, кто уже закончил обучение. Я думаю, мы даем качественное образование, иначе бы выпускники не рекомендовали бы своим друзьям, коллегам и близким нашу программу.

Последний вопрос личного характера. Не могу не спросить у руководителя школы МВА – что вы любите делать в нерабочее время? Какое у вас хобби?

– Работа. Я люблю работать, работать, работать. Я так воспитан – быть всегда при деле.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем