В автосалоне «Апельсин» работает известный в Казани художник, который раскрашивает машины методом аэрографии. Этот вид искусства в нашем городе приобретает все большую популярность, и сегодня гость116.ru Сирень Ганиев – художник, дизайнер и очень увлеченный человек.
– Сирень, как давно в Казани?
– Уже четыре года, как я приехал сюда из Альметьевска. Сначала хотел заниматься интерьерами. Но так получилось, что стал дизайнером в рекламной фирме. И «наружкой» занимался, и полиграфией.
– Образование специальное или мастер-самоучка?
– Художественное училище. Специализация – лаковая миниатюра. Это такое направление художественного промысла, где учат любой предмет сделать красивым, учитывать все нюансы цвета, глубины теней, соотношение размеров рисунка к форме предмета и, конечно, все тонкости лакового покрытия. Проходили иконопись, копирование, то есть я смогу быть и реставратором, и иконописцем, и миниатюристом. Все это мне сейчас в работе очень помогает. Аэрография – это ведь та же самая работа с лаком. Здесь можно добиться невероятной реальности и глубины. Ну и, конечно, компьютер, без него сейчас никуда.
– Ты продолжаешь делать лаковые миниатюры?
– Сейчас уже не хватает времени. Правда, есть у меня одна незаконченная работа по сказке «Шурале». Я вообще считаю, что сказка, которую подарил Габдулла Тукай татарскому народу, незаслуженно забыта. Тему «Шурале» можно так раскрутить, что она будет приносить доход государству. Ведь такого героя нет нигде в мире, только у нас. Вот я и думаю, каким образом можно развить тему дальше, применительно к современности. Как бы он повел себя в современных условиях? Я придумываю сюжеты. Например, как Шурале наблюдает за девушками на сенокосе, или как они купаются. Тут и машины, и комбайны, и переплетение реальности и мифического существа. Осталось только писать или сделать предложение писателю.
– Я слышал, что на сегодняшнюю работу ты попал несколько удивительным образом...
– Так получилось, что в «Апельсине» мой родственник ремонтировал машину и увидел аэрографию. И настолько «плюшевой» она ему показалась, что он напрямик подошел к директору и предложил взять на работу меня. Художником. Вот Руслан Абдулнасыров меня и пригласил. Сначала заказы были редкие, каждый месяц мы давали что-то вроде рекламы в автомобильные журналы, то есть фотографии расписанных машин. После этого уже пошли заказы не только от родственников. Недавно вот клубу «Рубин» расписал два автобуса. Теперь могу на футбол бесплатно ходить, кто-нибудь из клуба обязательно встретит и проведет. Так сейчас я и маски вратарей начал расписывать. Из крупных заказов, еще сделали фирменный стиль и эскизы на автобусы «Оргсинтеза», только пока дальше эскизов дело не пошло. У них руководство сменилось.
– Сейчас ситуация изменилась?
– Да, сейчас заказы так и сыпятся. Вообще, хочется похвалить руководство автосалона. Организаторские способности Руслана Мавлетдиновича впечатляют. В Казани он ведь первый начал продавать подержанные автомобили.
– Может, вопрос не совсем и корректный, но очень хочется узнать, сколько же стоит сделать машину красивой? Дорого?
– Совсем нет, да и потом, разным людям я предлагаю разные варианты производства рисунка. В зависимости от желания и возможности клиента, то есть если денег достаточно, то технологии одни. А если каждая копейка считается, то другие. Это не значит, что рисунок хуже получается. Просто и техника попроще, и материалы тоже.
Сейчас такая тенденция пошла, если есть какой дефект на машине, хотят сразу двух зайцев убить, сделать еще лучше и царапину скрыть, и рисунок получить. Я ведь могу, например, на металлической поверхности изобразить ржавчину или заклепки, или ребра жесткости. Все это будет выглядеть так, что создастся эффект фактурности. Можно довести до полного чувства объема.
– Получается, что ты свое хобби и интерес превратили в дело, приносящее прибыль?
– Я всегда говорил, что занимаюсь таким делом, от которого и удовольствие получаю, и деньги за это платят. Но почему-то замечаю за собой, что если есть несколько вариантов зарабатывания денег, то я выбираю самое сложное. Ведь по большому счету работать художником-аэрографом очень трудно. Не спать сутками, дышать краской, пропуская машины через мастерскую одну за другой. Только профессионал может это выдержать. Другой бы давно отравился, а я пью молоко и терплю. А заказчики вечно торопят – им нужна машина. На неделю вроде бы поставят, а потом через два дня звонят и спрашивают, когда будет готова…
– Работаете и днем, и ночью?
– Да, нередко. Однажды четверо суток работал, не выходя из бокса. Просто в работе всегда есть по нескольку машин, но на разных этапах. Где эскиз, где заказчик принимает решение. Кто-то машину возьмет обратно, чтоб пригнать ее через неделю. Я регулирую этот вопрос так, чтобы поток не прерывался.
– Кроме машин, что еще расписываешь?
– Да все. Стены, двери, магазины, офисы. Стали появляться и частные клиенты с просьбами квартиру расписать или коттедж. Не целиком конечно, так, фрагментами. Прямо расширение бизнеса.
– Ученики уже появились?
– Есть. Я очень сопротивлялся, но появилась не так давно такая упертая девочка из архитектурного... Стройная, красивая, сколько не прогонял, она упорно мне помогает и не уходит. Говорит, что очень хочет научиться. На днях еще подругу привела. А ведь аэрография, это не простая работа, как, например, у художника. Тут техника другая, усидчивость нужна. И каждый сантиметр вырисовывать, и краски менять, промывать аэрографы, менять трафареты, крепить, все по десять раз перепроверять.
– Это мужское или женское занятие?
– Тут больше от характера зависит, мне кажется. Терпение и труд, внимательность и упорство. Вообще я считаю, что пора делать себе имя.
Вот сайт скоро закажу – это самый простой способ выложить свои работы.
– Казань в плане аэрографии отстает от Москвы?
– Да, есть такое дело. Москва продвинута в этом плане уже давным-давно. А у нас хоть и тяжело, но все равно продвигается. А ведь это шикарное противоугонное устройство! По Москве вообще нет сведений об угонах машин с аэрографией, да и начальник ГИБДД Москвы сам советует делать аэрографию.
– Есть какие-либо проблемы с ГИБДД?
– Во время прохождения техосмотра необходимо зайти к начальнику для того, чтобы определить, нет ли на ней религиозного рисунка или оскорбительного для окружающих. Мы ведь цвет машины не меняем. А вот если пометка будет в техпаспорте, то это дополнительная защита. Воровать раскрашенную машину – очень глупо. А вообще, то, что в Казани есть профессиональные художники, которые могут сделать не только тату на теле, но и на машине, это факт.