Система фиксации нарушений видеокамерами начнет работать в Казани с 1 июля 2008 года. Автоматически выписывать штрафы будут не за все, а только за превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд на встречную полосу. Камеры будут установлены на самых оживленных перекрестках города и в местах наиболее частых случаев ДТП.
Напомним, что экс-президент России Владимир Путин еще в 2006 году подписал федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который предусматривает введение фиксации правонарушений видеокамерами. Таким образом, если нарушение заснято на камеру видеонаблюдения, то постановление о наказании водителя может быть принято заочно.
Официальное мнение
«Если говорить о цифрах, то к 2012 году мы должны снизить количество погибших по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза, – рассказывает начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан полковник милиции Рифкат Минниханов. – В 2007 году у нас было на 113 человек меньше погибших и на 500 с лишним меньше ДТП, то есть в целом, если сравнивать с 2004 годом, статистика положительная. Начиная с 2008 года, мы входим в единую информационно-поисковую систему МВД России. С учетом этого в республике внедряется проект «Марафон», все данные которого существуют в МВД и доступны через эту систему. Сейчас туда интегрируется база данных идентификации по государственным регистрационным номерам транспортных средств, проходивших через стационарные посты. Эта база достаточно большая. Ежесуточно она пополняется данными 25-30 тысяч транспортных средств.
Как рассказал Минниханов, в Казани уже работает программа «Безопасный город». В ее рамках на улицах города уже установлено 122 видеокамеры, которые обслуживают в основном функции МВД. ГИБДД, со своей стороны, включает туда функцию отслеживания транспортных потоков. В самом Управлении ГИБДД МВД по РТ в настоящее время создается центр видеонаблюдения, который будет дублировать и автоматизированное управление дорожным движением (АСУДД) в Казани. Для этого на 2008 год предусмотрено финансирование в объеме 28 млн рублей.
По словам начальника автоинспекции, уже все патрульные машины у нас оснащены мобильными видеофиксаторами. В принципе, все системы построены на одном принципе – радар фиксирует скорость, камеры фиксируют видимые нарушения: проезд на красный свет, проезд перекрестка с нарушениями, либо пересечение сплошной линии разметки.
«Введение средств автоматической фиксации правонарушений просто необходим, – считает заместитель начальника УГИБДД МВД РТ Масхут Мифтахов. – Сегодня на одного сотрудника ДПС приходится более тысячи автомобилей, так что уследить за всеми нарушителями физически невозможно».
Как это работает
«Аппаратно-программный комплекс «Крис-С» у нас уже проходит тестирование и, в принципе, работает надежно, – говорит начальник КПМ «Лаишево» капитан милиции Ильшат Каримов. – Камеры стоят на расстоянии 500 метров от поста. Программа настраивается на определенную скорость движения, установленную в городе или определяемую знаком. Вот, например, если в черте города установлено правилами 60 км/час, то можно настроить камеру так, что если проезжающая в зоне ее действия машина будет ехать больше 71 км/час – произойдет фотографирование. Номерной знак определяется программно и высвечивается на экране компьютера. Также подается голосовой сигнал о фиксации нарушения. Здесь мы можем остановить эту машину, даже если оператор не смотрит на экран – система голосом проговаривает цифры».
Инспектор подрегулировал «разрешенную» скорость, и компьютер приятным мужским голосом взвыл: «Обнаружена цель! Превышение скорости!» и во всеуслышание стал диктовать номерной знак нарушителя.
«В ночное время тоже идет контроль, – продолжает Каримов. – Также возможна фиксация проезда на запрещающий сигнал светофора или выезд на встречную полосу. Я думаю, что когда водителям начнут приходить по почте штрафы по полторы тысячи, то это заставит их задуматься. Точно так и произошло с ремнями безопасности».
«Мы используем отечественную аппаратуру, – рассказывал начальник отдела информационного обеспечения ГИБДД МВД по РТ Алексей Уточкин казанским журналистам. – Нами была выбрана система «Крис-С» производства фирмы «Синеком» из Санкт-Петербурга. Видеокамеры будут крепиться на опорах мостов, эстакадах, придорожных опорах освещения, специальных выносных металлических штангах, ведь для успешной работы они должны располагаться над проезжей частью. Там же заводится питание и сетевой кабель».
Как рассказал Уточкин, на светофорах будет располагаться немного другая аппаратура, которая будет отслеживать движение автомобилей на красный свет. До конца года в Казани установят 68 таких видеокамер. Изображение с них станет передаваться в Центр видеонаблюдения, в управлении ГИБДД республики. Там снимки будут обрабатывать, дополнять протоколом нарушения, запечатывать в конверт и оправлять нарушителю.
Интересно, что, кроме «нормальных» камер, в городе установят и так называемые «кукушки» – муляжи. Антирадары на них будут срабатывать точно так же, как и на камеры. Ясно, что водители не будут знать – муляж это или настоящая камера фиксации. По мнению организаторов, водитель сразу же снизит скорость. Стоимость «кукушки» низкая, и ставить их начнут повсеместно.
Также Алексей Уточкин рассказал, что редактировать снимки будут 11 операторов центра. В обязанности этих операторов будет входить и ручное регулирование дорожных потоков на оживленных перекрестках.
У системы есть и недостатки
«Как без них, – удивляется заместитель начальника УГИБДД МВД РТ Масхут Мифтахов. – Не отработан пока порядок обжалования протокола, например. Но исключить все технические и организационные недоработки можно только в процессе эксплуатации. Зато в числе плюсов есть один, который, несомненно, порадует рядовых автолюбителей: по регламенту сотрудник силовой службы, используя автомобиль в личных целях, в случае нарушения ПДД будет наказан на общих основаниях. Ну а если уж какая-то совсем экстремальная ситуация, то пусть нарушитель представит убедительные доказательства, суд их рассмотрит. В общем, перед компьютерной системой все равны, ей безразлично, где и кем работает нарушитель».
Однако это еще не все недостатки. Эксперты считают, что вступающие в силу 1 июля 2008 года поправки в КоАП о видеофиксации нарушений правил дорожного движения антиконституционны и малоэффективны.
«Введение в действие статьи 2.6.1. КоАП фактически отменяет презумпцию невиновности, – считает начальник отдела административно-правоприменительной деятельности республиканской ГАИ Ильгам Калимуллин. – Поскольку при фиксации нарушений с помощью видеокамеры водитель и инспектор ГАИ в отношения вообще не вступают, то водителю придется доказывать свою невиновность, а инспектору – его виновность».
«Штраф будет выписываться собственнику автомобиля автоматически. Без суда, без адвоката, без свидетелей, не разбираясь, кто был за рулем», – заявил недавно «Интерфаксу» вице-президент движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский.
Большинство людей, по мнению адвоката, платить штрафы не будут. «У нас очень много иногородних машин, у нас меняются квартиры, бродит гигантское количество неправильно оформленных документов. Я думаю, будет неразбериха. Кроме того, специалисты говорят, что получит широкое распространение специальное вещество, которым будут напылять номера и которое сделает регистрационный знак невидимым для фотоэлемента. То есть на фотографии будет машина, а вместо номера – размытое пятно.
Добавим, что, по словам различных специалистов из ГИБДД, камеры будут настроены отслеживать пересечение стоп-линии на перекрестках, поворот налево-направо из среднего ряда и пересечение сплошной (или двойной сплошной) линии хотя бы одним колесом машины. Покатаемся?