Город Язык довел. Минобраз пожурил родителей за мифы

Язык довел. Минобраз пожурил родителей за мифы

Спустя более четырех месяцев после громкого митинга в защиту русского языка министр образования и науки РТ наконец публично ответил на высказывания протестовавших. Утверждения недовольных Альберт Гильмутдинов назвал мифами, которые и попытался развенчать.

Спустя более четырех месяцев после громкого митинга в защиту русского языка министр образования и науки РТ наконец публично ответил на высказывания протестовавших. Утверждения недовольных Альберт Гильмутдинов назвал мифами, которые и попытался развенчать. В частности, глава минобрнауки заявил, что преподавание ведется в полном соответствии с законами – федеральным и республиканским. Однако при этом чиновник все же добавил, что нормативы позволяют школам в некоторой степени самостоятельно формировать учебный план.

Сайт 116.ru c самого начала подробно освещал эту конфликтную ситуацию. Свою точку зрения на спорный предмет в интервью нашему интернет-изданию обстоятельно изложил председатель Общества русской культуры РТ (ОРК) Александр Салагаев. А вот чиновники минобрнауки в этом вопросе не слишком тяготели к публичности. По крайней мере до последних пор. Спорные вопросы представители ведомства пытались урегулировать, что называется, в рабочем порядке, за закрытыми дверями. И вот, похоже, обстоятельства вынудили их сменить тактику. Очередное народное выступление в защиту русского языка в Казани состоялось буквально на днях. Акция оказалась не столь масштабной, как первая, апрельская, но на публичный ответ чиновников, судя по всему, именно она и подвигла.

«Этого просто по закону не может быть!»

Сегодня глава минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов наконец дал публичную отповедь защитникам русского языка в республике. По его словам, у митингующих нет оснований говорить о неравном преподавании языков. В Татарстане 985 школ с русским языком обучения и 966 с татарским. Есть также учреждения и с чувашским, удмуртским, марийским и другими языками обучения.

«Всю образовательную политику нашей республики регламентирует ряд положений Конституции РФ. По закону в Татарстане два государственных языка, и федеральный центр делегировал нам полномочия решать, как вести обучение двум государственным языкам. В законе об образовании РТ сказано, что «татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях изучаются в равных объемах», – заявил министр.

Высказывания участников акций протеста Гильмутдинов назвал мифами и попытался их развенчать: «Мы каждый такой случай рассмотрели, в том числе и по обращениям пикетчиков, выезжали на места. Я ответственно заявляю: ни в одном случае эти мифы не подтвердились ни разу. Еще раз повторю: просто по закону не может быть, чтобы татарский язык преподавался больше русского. Кстати, нарушений не нашла и прокуратура РТ, которая проверяла этот вопрос по поручению президента Татарстана. Отмечу, что прокуратура занимает очень принципиальную позицию по отношению к системе образования. Кстати, по заявлению одной из активно митинговавших женщин мы пришли в школу, и там оказалась совершенно обратная ситуация – было 5 часов русского языка и 3 часа татарского. Я совершенно четко утверждаю, нет никакого превышения часов на татарский язык в сравнении с русским. Я подписываюсь под этими словами».

Региональный компонент составляет всего 15%

Правда, министр все же оговорился, что случаи, когда превышение может существовать, есть.

«Татарского языка может быть больше только в школах с татарским этнокультурным компонентом. Это особые случаи, когда дети выбирают специализированную школу. Такое возможно и в случаях, когда, например, учитель татарского болел, а потом догоняет программу, компенсирует пропущенные часы. Превышение в течение года часов татарского над русским, повторюсь, является противозаконным. Если вдруг по каким-то причинам какой-то директор школы нарушает закон, тогда он будет очень серьезно наказан».

В качестве доказательств своих слов глава минобрнауки РТ привел схему формирования учебных программ. Так, 75% плана являются базовыми, их диктует федеральный центр. 15% – так называемый региональный компонент, которым распоряжается местное министерство. За содержание оставшихся 10% учебного плана отвечает конкретная школа.

«Никто не запрещает использовать эти 10% часов на преподавание того или иного предмета. Поэтому если родители считают, что их детям больше нужно русского языка – пожалуйста, пусть используют эти 10%, это их право. Более того, по нашему анализу, около 72% школ выбирают эти 10%, отдают на изучение риторики, словесности, то есть уроков, связанных с русским языком», – добавил Гильмутдинов.

«Мы получаем в итоге полукультурных детей»

Правда, кое в чем чиновник оказался согласен с протестующими. У республиканской системы образования проблемы в преподавании языков. Школы, по мнению министра, просто отбивают желание учиться и сводят на ноль природную любознательность детей.

«Вспомните, в Советском Союзе с 5 класса преподавали иностранный язык, и большинство учеников в выпускном классе не могло сказать ни слова. Примерно так же обстоит дело сейчас с татарским. Ключевая проблема заключается в том, что преподавание ведется как филологической науки. Татарский язык можно так преподавать, но только в специализированных школах с филологическим уклоном. Но для подавляющего большинства и особенно для русскоязычных детей татарский язык – это просто язык общения. Сейчас мы осуществляем разворот – самое главное, чтобы обучение было интересным, сделать его практикоориентированным».

Блогер Лилия Купчихина, hotlips2005, в беседе с корреспондентом 116.ru сказала, что нынешняя система обучения языкам выпускает «полукультурных» детей.

«Ученики не относятся серьезно к урокам татарского языка, им неинтересна программа обучения, она формальна, изучая уже десятый год язык, ни один ученик класса не из татарской семьи не в состоянии вести красивый литературный диалог на татарском языке. Им непонятна речь апы в транспорте, они не читают книг на татарском языке, им негде применить правила грамматики – они не пользуются татарской письменностью в жизни.

Я за поддержание этнических традиций в республике, за изучение татарской культуры, музыки, истории национального костюма, исторических персонажей, но чтобы детям это было интересно – нужно пересмотреть программу изучения. Для этого достаточно выделить один урок в неделю, а изучение татарского языка сделать факультативом для тех, кто считает это нужным для себя.

Уроки татарского появились за счет уроков русского языка. Погнавшись за двумя зайцами, мы получаем в итоге полукультурных детей, которым не стали близки ни Тютчев, ни Джалиль».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем