У Федеральной антимонопольной службы прибавилось работы. Только за прошедший год количество возбужденных специалистами ведомства дел увеличилось в 1,5 раза, а в 2010 прогнозируется и дальнейший рост. Чтобы как-то снизить нагрузку на ведомство и оптимизировать свою деятельность, в руководстве ФАС подумывают об изменениях в работе с жалобами-обращениями к ним. Планируется, что некоторые из них будут платными, то есть облагаться госпошлиной.
Несколько дней назад антимонопольная служба страны подвела итоги прошедшего года. Практически по всем показателям цифры выросли. Так, общее количество дел, возбужденных в 2009 году, составило 9665, чего оказалось в 1,5 раза больше, чем в 2008, и в три раза больше, чем в 2005. Суммы наложенных штрафов на нарушителей также увеличились в 2,2 раза и составили 29 млрд руб.
Во многих случаях о нарушениях антимонопольного законодательства специалисты ведомства узнавали из обращений к ним. Многие компании жаловались в ФАС на действия (или, наоборот, бездействия) конкурентов или партнеров. Правда, по некоторым отраслям рынка обращений оказалось очень много. Из-за обрушившейся на них лавины жалоб антимонопольщикам было сложно вникнуть серьезно в суть проблем, тем более что для принятия мер по закону отводятся короткие сроки.
По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, за прошлый год ФАС рассмотрела 27 тыс. 464 жалобы на нарушения при проведении госзакупок, что в два раза больше, чем в 2008 году. И только половина из всех жалоб признана обоснованной. «Если рост продолжится, служба не справится с таким потоком жалоб. Мы попросим правительство ввести госпошлину за их рассмотрение. Это поможет регулировать количество заявлений, которые получает ведомство»,– цитирует главу ведомства ИА «Интерфакс».
Как полагают в ФАС, ставка не будет преградительной, но заставит компании задуматься, стоит ли подавать заведомо необоснованные жалобы в антимонопольную службу. По тем обращениям, где будет подтвержден факт нарушения, потраченные средства на госпошлину будут возвращаться.
Как отмечает заместитель руководителя УФАС по РТ Ленар Шафигуллин, в 2009 году в татарстанское управление поступило 280 жалоб на действия или бездействия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной, котировочной комиссий. «По результатам рассмотрения данных жалоб обоснованными признаны 156 жалоб, что составило 63% от количества рассмотренных жалоб. В рамках рассмотрения дел выявлено всего 203 нарушения законодательства о размещении заказов. Сейчас в целях пресечения и недопущения нарушений законодательства о размещении заказов татарстанским подразделением антимонопольной службы на постоянной основе осуществляется взаимодействие с другими контролирующими органами, такими как Счетная палата РТ, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан и многими другими».
По мнению аналитика ИК «Капитал Инвест» Михаила Решетова, в целом введение госпошлины за жалобы на проведение госззакупок вполне обосновано. «Многие недобросовестные компании на время проведение тендеров пытаются нейтрализовать конкурентов путем жалобы на их действия в ФАС. Пока антимонопольщики разбираются в деле, компания не может принимать участие в электронных торгах, а значит, она теряет время и деньги. На мой взгляд, в будущем от надзорного органа можно ожидать появления новых пошлин. Все они заставят жалобщиков быть более ответственными в своих претензиях».
Правда, некоторые другие эксперты полагают, что более обоснованным было бы введение штрафа за подачу необоснованной жалобы с целью затягивания или срыва торгов. Тем более действия компаний, целенаправленно причиняющих вред таким образом своим конкурентам, и так попадают под несколько статей антимонопольного законодательства.