В топ-листе журнала «Деловой квартал» были выявлены лидеры строительного ретейла Казани.
Методика
Кто участвует в топ-листе
В топ-листе участвуют универсальные и специализированные магазины строительного ретейла Казани. В топ-лист включены крупнейшие представители региональных и федеральных сетевых структур. Участники топ-листа разделены на две группы: региональные и федеральные представители строительного ретейла в Казани.
Как проводился отбор участников
На первом этапе специалисты аналитической группы ДК провели экспертный опрос среди игроков рынка строительного ретейла и определили круг компаний для участия в топ-листе, а также критерии, характеризующие их деятельность. Далее компаниям было предложено заполнить анкету и представить конкретные показатели деятельности. Полученные данные были перепроверены.
По каким показателям ранжируются участники
Основной ранжирующий показатель – совокупная торговая площадь магазинов в Казани и РТ, кв. м.
Дополнительный ранжирующий показатель – совокупная торговая площадь магазинов в Казани.
Принятые сокращения
В/р – вне ранжирования, т.е. компания не представила данные, но по экспертным оценкам входит в число крупнейших игроков.
Н/д – нет данных, т.е. компания не представила данные.
Прогнозы
Василий Медведев, руководитель каталога «BLIZKO Ремонт» в Казани:
«Общий спад на рынке строительных и отделочных материалов ожидается на 25 30%. В строительной рознице падение в 2009–2010 гг. может достигнуть 30 40%.
Можно ожидать, что в 2009–2010 гг. на российский рынок выйдут иностранные компании, которые ранее откладывали свой выход в Россию по тем или иным причинам. Несмотря на строительный кризис, крах рынку строительных и отделочных материалов не грозит: крупные компании выживут за счет собственных площадей, больших объемов выпускаемой продукции и оборачиваемости; мелкие – за счет значительно меньших расходов на содержание предприятия».
Айрат Гайнуллин, генеральный директор «Колорит»:
«Рынок будет падать до конца этого года. Далее – долго восстанавливаться. Думаю, не меньше двух-трех лет. Спасением для многих компаний может стать Универсиада 2013 г., а также проекты малоэтажного строительства. Преимуществом будут обладать компании, которые гибко и оперативно реагируют на конъюнктуру рынка».
Арнольд Андреев, генеральный директор «Мир обоев » и «Интерио»:
«На мой взгляд, так называемое «дно», скорее всего, достигнуто. Еще какое то время рынок проведет на минимуме, а потом пойдет вверх, примерно по 5 10% в год. Это будет самый тяжелый период для торговли и в первую очередь в психологическом плане. Оснований для бурного роста, скорее всего, не будет. Вполне возможно, что некоторые игроки будут вынуждены закрыть свой бизнес.
Хотел бы отдельно отметить, что положение многих компаний на рынке нашего города сильно изменится после прихода в Казань таких известных мировых сетевиков, как Lerоy Merlin и Castorama».
Тренды года
В 2008 г. наиболее активно рос сегмент премиальных строительных и отделочных материалов. По некоторым оценкам, спрос на элитные строительные материалы вырос за этот период на 30 40%.
Однако с началом кризиса начался переход потребителей в более низкие ценовые сегменты. Количество покупателей товаров для ремонта сократилось в среднем на 20 30%, пропорционально этому снизился и средний чек. Некоторые эксперты прогнозируют «второе рождение» уличных рынков, вызванное оттоком покупателей из строительных супермаркетов.
Начался процесс замещения импортной продукции товарами отечественного производства. В связи с ростом курса валют и вводом пошлин на ввоз товаров иностранных производителей цены на импортную продукцию к концу 2008 года повысились на 5 7%. Сейчас больше половины всего ассортимента в магазинах представлено товарами отечественных производителей.
На 15 20% снизился спрос на сопутствующие платные услуги (монтаж и установку, страховку, дизайн). Количество предложений в этой сфере, наоборот, растет. Так, например, по сравнению с началом года предложение в этой сфере выросло на 10%.
Продолжают снижаться цены на аренду торговых помещений (в среднем до 70%). В прошлом году цена за один кв. м варьировалась от 1700 до 2500 руб., в этом году эта цифра составила 500 700 руб.
События года
В апреле 2009 года компания «Агава» открыла первый гипермаркет «Мегастрой» в Чебоксарах. Общая площадь гипермаркета составляет 12 тысяч 500 кв. м. Компания продолжает развивать сеть за пределами республики. «Мегастрой» уже есть в Тольятти и Набережных Челнах.
В апреле 2009 года компания «Колорит» открыла магазин за пределами Казани (пос. Залесный). Площадь магазина составляет 520 кв. м. По словам представителя компании, цены на аренду в данный момент снижены, и вложения компании были минимальными.
17 марта крупнейший в Казани рынок строительных материалов под открытым небом на улице Журналистов прекратил торговлю на полтора месяца. Причиной стали выявленные нарушения правил пожарной безопасности, после устранения которых рынок заработал снова.