Дороги и транспорт Проблемы Вознесенского тракта лонгрид «Сделаем так, как 50 лет мечтали»: как Вознесенский тракт стал самым ожидаемым проектом Татарстана и какие проблемы он привнес

«Сделаем так, как 50 лет мечтали»: как Вознесенский тракт стал самым ожидаемым проектом Татарстана и какие проблемы он привнес

Вспоминаем всю историю

У Вознесенского тракта есть дорога-дублер

Источник:

Под конец 2024 года жителям Казани сделали подарок: власти открыли Вознесенский тракт, который уже можно назвать многострадальным. Однако не все остались довольны, ведь минусов открытие принесло, возможно, столько же, сколько и плюсов.

Редакция 116.RU вспоминает, с чего началось строительство тракта и как он стал комом в горле для некоторых жителей.

Дорожные мечты архитекторов

Вознесенский тракт был давней мечтой Казани. В генеральном плане города 1969 года уже были очертания этой дороги. Мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин не раз говорил, что о магистрали мечтали советские архитекторы. Однако с того момента к строительству долгое время никто не прикасался. И вот, спустя 50 лет, у властей все-таки доходят до этого руки.

Строительство тракта началось летом 2021 года. Планы чиновников были весьма оптимистичны и амбициозны. В идеальном мире дорога должна была разгрузить Мамадышский тракт, который постоянно увязает в пробках. Всё потому, что на него выезжают жители нескольких микрорайонов Казани: Горки, Азино, Салмачи, Привольный и Вознесенское. О том, помогло это или нет, мы поговорим чуть позже.

Источник:

А пока вернемся к строительству. Его разделили на несколько этапов. Первый — участок от Гвардейской до проспекта Победы. Его длина составляет 4 километра. А второй в два раза длиннее — участок от проспекта Победы до федеральной трассы М-7. Сложность заключалась в том, что параллельно с дорогой необходимо было заниматься и инфраструктурой близлежащих кварталов. По планам там нужно было строить сады, школы, парки и скверы, а также 11 жилых комплексов, рассчитанные почти на 38 тысяч человек.

Для строительства такой дороги нужно не только разработать план, но и выделить ресурсы. И землю. Поэтому, спустя почти год после начала строительства, власти начинают выкупать земельные участки. Под раздачу сначала попали дома в поселке Вознесенское, находившиеся по улице Центральной, 1а и Минской. К ним добавьте и 134 тысячи квадратных метров, расположенных около границы города.

Через неделю стало известно, что власти выкупают участок в Кощаковском сельском поселении размером 194 квадратных метра. Также чиновники изъяли участок, площадь которого 86 квадратных метров. Еще один изъятый частный дом находился на улице Бахтизина, 13. Другой — в Самосырово.

Источник:

Постановления об изъятии были официально опубликованы на республиканских ресурсах. Их подписывал премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Власти объясняли: изъятия участков происходят по Земельному кодексу России. Они выкупали у казанцев участки, а те не имели право отказать. Правда, могли обратиться в суд и оспорить предложенную им сумму.

— В случае несогласия жители имеют право обратиться в суд для проведения дополнительной оценки. Однако в большинстве случаев собственники принимают предложенные условия и подписывают соглашение. Средства на выкуп изымаемой недвижимости выделяются из бюджета Республики Татарстан, — говорили в мэрии.

Долгожданное открытие

Над Вознесенским трактом ежедневно трудились 400 рабочих и 120 единиц спецтехники. Власти говорили, что всё идет строго по графику, а потому волноваться не о чем. И в январе 2023 года администрация города объявила: торжественное открытие первой очереди намечено на ноябрь того года.

Так и случилось. 12 октября 2023 года в городе открыли Вознесенский тракт. Точнее, его часть. На церемонию приезжали глава Татарстана Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин и специальные гости. По традиции, сначала по дороге проехали КАМАЗы с флагами России. Во время открытия говорили, что оно смогло состояться «только благодаря напористости руководства Татарстана».

— Сделаем так, как 50 лет мечтали, чтобы еще полвека по этой дороге без всяких проблем ездить, — говорил мэр Казани.

+2

С открытия прошло меньше недели. А власти решают закрывать съезд в сторону проспекта Победы и переделать тракт. Всему виной стали заторы и застрявшие на развороте фуры. Участок тракта закрывали с 21:00 17 октября до 06:00 21 октября.

В мэрии говорили: всё из-за ажиотажа, ведь трассу только открыли, и все хотят ее опробовать! А застрявшие фуры просто сломались, со всеми бывает. Однако жалобы жителей приняли-таки во внимание и решили что-то с ними делать.

— Чтобы таких ситуаций не возникало, вне зависимости от технических или человеческих факторов, подрядчик пошел навстречу пожеланиям горожан и изучит, какие меры можно принять по расширению съезда, — объясняли в администрации города.

Где деньги, Лебовски Ханифов?

Параллельно с этим необходимо было заниматься строительством второй очереди. Но вот незадача — денег на нее не оказалось. На первую потратили 13,4 млрд рублей, а на вторую надо было немножечко больше. Ну как немножечко — около 20 млрд.

— Нам там нужно будет построить 8 км дорог. Финансирование в этом году составит примерно 7 млрд рублей. Но для завершения объекта нам необходимо около 20 млрд. Поэтому работа будет продолжена и в 2024 году. Сегодня прорабатываются варианты по источникам финансирования, — заявлял министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов.

Хорошо, что казанцы обладают прекраснейшим чувством юмора. Вот и тут не расстроились: лишь посмеялись, услышав такие новости, и предложили всем вместе скинуться на строительство.

— Совсем немного не хватает, может, скинемся?

— Может, эсэмэсками скинемся? Восстановим украденную сумму.

— Денег нет… А ну-ка, вывернем все карманы!

При этом строительство активно шло. А денег всё также не было. Чудеса, да и только. Однако вскоре в строительство трассы вложился инвестор.

— Заявилась дочка АО «Татдортрансинвест». Госкомпания «Автодор» на этот объект не пришла. Мы рассматривали этот вариант<…> Здесь будем подходить очень осторожно, потому что задачи заработать на этом объекте (чем больше, тем лучше) нет. Поэтому концессионером в этой схеме выступает организация — 100%-я «дочка» республики. За ней республиканский и городской контроль. Это позволит нам минимизировать расценки проезда, — заявил Ханифов.

Инвестор второй очереди Вознесенского тракта — АО «Татдортрансинвест». По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка за 2023 год неизвестна, однако чистая прибыль составила всего 4 тысячи рублей, а на балансе предприятия — 5,2 миллиарда.

А вот, кажется, и деньги, Лебовски Ханифов!

С появлением инвестора пришли и другие изменения. Власти объявили, что проезд по второй очереди станет платным. Хотя разговоры об этом были ранее, ведь «Автодор» размещал об этом информацию на своем официальном сайте. Однако любые разговоры о платном проезде пресекали на корню.

— Моя личная позиция: прежде чем делать громкие заявления, причем делая заявления, не ссылаясь на официальный источник, нужно это подтвердить. Мне кажется, что это как бежать впереди паровоза. Никаких решений по этому поводу на сегодня не принято. В принципе, до сдачи объекта говорить о его дальнейшей эксплуатации пока рано. Давайте сначала дорогу построим и потом будем рассматривать варианты того, как она будет эксплуатироваться. Никаких решений по дороге, которая еще даже не построена, не принято, — говорила пресс-секретарь Минниханова Лилия Галимова.

На запросы редакции 116.RU в Минтрансе внятно ответить не могли. Только и говорили, что пока еще ничего неизвестно. Оставалось только ждать неизбежного.

— Мы пока не можем сказать, будет ли (проезд. — Прим. ред.) платным или бесплатным. Нет какой-то конкретики. Пока всё на стадии [обсуждения]. Это еще не точно, — объясняли в пресс-службе.

А в феврале 2024 года Рустам Минниханов сам раскрыл все карты. На итоговой коллегии Минтранспорта он заявил: проезд по второй части Вознесенского тракта будет платным.

— 100% Вознесенскую трассу надо завершить. Это частно-государственный проект. Это будет платная дорога, — сказал Минниханов.

Ханифов говорил, что платной дорогой будут пользоваться те, кому надо быстро и комфортно доехать до нужной точки. А остальные могут просто воспользоваться Мамадышским трактом. Вот и решение всех вопросов.

— Всегда привожу в пример наши ледовые переправы. Там, где километр ледовой переправы, люди готовы платить по 300 рублей, для того, чтобы быстрее въехать в город или выехать. Не должен стоять вопрос, нужно или не нужно. Мне кажется, инвесторам, которые готовы вкладываться в эти дороги, перекрывать этот путь нельзя, — говорил он.

Новость стала неожиданной как для жителей города, так и для некоторых депутатов. Депутат Казгордумы Алексей Серов высказывался об этой идее резко. Он вопрошал, что же станет с людьми, проживающими вдоль этих дорог. Неужели и для них проезд станет платным?

— Во-первых, это не соответствует целям проекта. Во-вторых, не соответствует тому, что анонсировалось в процессе строительства. В-третьих, непонятно, что за инвестор там взялся, которого никогда не было. Я отлично отношусь к дорогам, которые строят инвесторы сами. Если частный бизнес, банк с привлечением проектного финансирования приходит на пустые земельные участки и строит дороги, дальше собирает с нее деньги, это может только приветствоваться, — рассуждал Серов.

Эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики Михаил Блинкин объяснял, что ситуация вполне стандартная. Мол, таких примеров в нашей отечественной практике очень много.

— Это совершенно стандартная ситуация, тут никаких противоречий нет. Тариф любой такой дороги со смешанным капиталом (государственное и частное) строится, исходя из покрытия затрат частного партнера. Тариф на проезд никогда не будет покрывать бюджетные затраты, это незаконно, — говорил он.

На тот момент стоимость тарифов не установили. Она появится только ближе к открытию второй очереди.

Открытие второй очереди и стоимость тарифов

Проходит год. В ноябре 2024-го власти заявили, что Вознесенский тракт откроют до конца года. Однако точных сроков не было. В том же месяце трассу опробовал Минниханов, лично проехав по второй очереди.

Источник:

Тогда же стало известно, что строители закончили почти все работы: им оставалось лишь поставить шумозащитные экраны и заняться благоустройством территории.

Сам тракт наконец-то открыли 26 декабря 2024 года. Минниханов отмечал, что всё случилось благодаря федеральной поддержке.

— Это мечта наших предшественников, дорога, о которой мечтали 55 лет, — напомнил всем Метшин, который тоже был на открытии.

Надо сказать, что изначальные тарифы значительно отличались от тех, что представили к открытию. В декабре в кабмине проходило экспертизу постановление, судя по которому проезд водителям обходился от 176 до 567 рублей. Всё зависело от категории транспорта.

За два дня до открытия в Казанском кремле рассказали об официальных ценах. Они не превышали 350 рублей. При этом появились тарифы во время пиковой загруженности дороги. Для сравнения — несколько инфографик снизу:

Бунты и дублер, не спасший ситуацию

Строительство второй очереди сопровождал скандал, который тянется даже после ее открытия. Дело в том, что генеральный план стройки поменяли: тракт разделил поселок Вознесенское на две части. Никаких съездов и разворотных петель к поселку, которые планировали ранее, уже не было. В итоге половина жителей оказалась отрезана от инфраструктуры.

В администрации объясняли, что город не является заказчиком и разработчиком проекта, не вносил в него изменения. Но что сделано, то сделано.

— Мои дети относятся к гимназии № 183 на Минской. Представляете маршрут к ней по дублеру, который предлагают нам сейчас? Левый поворот при выезде с дублера на Закиева — Глушко, левый поворот на Закиева — Фучика, левый поворот на Фучика — Минская. Только проезд этих трех перекрестков утром будет занимать не менее 1,5 часа, — объяснял проблему местный житель Юрий.

Источник:

Казанцы писали обращения в администрацию, собирали подписи и устраивали стихийные собрания. Власти предлагали жителям перевести детей в другие учреждения, если местным вдруг стало неудобно.

— Со строительством дороги-дублера жители смогут выбрать менее загруженный детский сад в Азине. Если жители захотят оставить своих детей в детском саду № 124, то со строительством Вознесенского тракта будет завершен и пешеходный переход, — отвечали в мэрии.

Чиновники посылали жителей из одного ведомства в другое. В Минтрансе заявляли, что надо идти с вопросами в исполком. А там говорили, что лучше обращаться к Минтрансу.

А позже в исполнительном комитете города заявили: у жителей поселка Вознесенское появится дорога-дублер. И для ее строительства понадобится 14 млрд рублей.

— Минтранс отвечал, что, если будет концессия, у вас будут дублер и переходы. Исполком ответил, что предоставляет нам садики, школы и делается дублер. Прокуратура пока снова спустила в город, идут проверки. Мы делаем всё возможное, чтобы пересмотр проекта состоялся, — рассказывали местные жители корреспонденту 116.RU.

В ноябре текущего года дублер открыли. Движение по нему ведет от улицы Иман к улице Глушко. Из-за него в городе изменили движение двух автобусных маршрутов — № 68 и 70. № 68 сократили до остановки «Поселок Вознесенское», а № 70 теперь ездит по улицам Умырзая, Иман, новой дороге-дублеру Вознесенского тракта и улице Закиева, далее — по прежнему маршруту. То есть, последний маршрут начал делать большой круг. Стоит ли говорить, что это опять вызвало негодование у жителей?

Урбанисты высказывали сомнения насчет дублера и говорили: его главный минус в том, что она проходит через и так перегруженный участок — перекресток улиц Закиева и Глушко.

— Там и так постоянно всё забито. Причем пробки на перекрестке Фучика и Закиева тоже имеют весьма глупый характер, потому что этот перекресток перегрузился из-за ошибок, которые допустили при проектировании развязки Проспекта Победы и Сахарова. Когда делали эту развязку для ускорения движения, убрали перекрестки улиц Сахарова, Бигичева и Вагапова, — говорил урбанист Дмитрий Сагдеев.

«Это дорога мучений»

Жители не теряли надежды получить съезды, которые им когда-то обещали. Поэтому они установили баннеры около въезда в поселок «Вознесенское» с просьбой построить всё, как было запланировано изначально.

— Это дорога мучений для жителей города. Мы тоже жители города! — писали они.

Источник:

История повторилось. В мэрии опять посоветовали обращаться с вопросами не к ним, а к Минтрансу. А нам же заявили: для жителей и так всё сделали.

— Со своей стороны город предпринял все возможные меры для обеспечения транспортной доступности. Жители массива Вознесенское могут выезжать через улицу Ноксинский Спуск, а также по дорогам-дублерам, которые соединяются с улицей Академика Глушко, — говорили в пресс-службе.

Спустя неделю баннер исчез с улицы около поселка. Его убрали.

— Жители сделали всё, что могли, — только и сказали нам местные.

Такой вот «хэппи-энд» истории. Хотя, можно ли так говорить, если жители всё еще ждут съезды, а с открытия дороги и дублера не прошло и полугода? Время покажет.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Рекомендуем
Объявления