Авто Транспортный налог незаконен?

Транспортный налог незаконен?

В законности взимаемого транспортного налога усомнились юристы Федерации автомобилистов России. Проведя юридический анализ, они обнаружили несколько «нестыковок» в положениях Налогового кодекса. По мнению ФАР, налогоплательщики не вполне понимают, за что

В законности взимаемого транспортного налога усомнились юристы Федерации автомобилистов России. Проведя юридический анализ, они обнаружили несколько «нестыковок» в положениях Налогового кодекса. По мнению ФАР, налогоплательщики не вполне понимают, за что платят, а чиновники этим весьма успешно пользуются.

«Большинство автовладельцев полагает, что транспортным налогом они оплачивают содержание дорог, – отмечают представители федерации. – И у них возникает законный вопрос: каким образом налоговая база – мощность двигателя в лошадиных силах – связана с интенсивностью использования дорог налогоплательщиком? Да никак не связана. Почему тогда остальные граждане, передвигающиеся по тем же дорогам на общественном транспорте, не платят транспортный налог? Ведь они тоже пользуются дорогами, но общественный транспорт почему-то освобожден от уплаты налога, и в цене проездного билета его нет. А ведь пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса устанавливает принцип всеобщности и равенства налогообложения».

Согласно официальной отписке Минфина, транспортный налог «входит в систему имущественных налогов» и «уплачивается независимо от использования транспортного средства». При этом оценка имущества лошадиными силами Минфин, видимо, не смущает, хотя статьями 375 и 376 Налогового кодекса единственной налоговой характеристикой имущества признана его остаточная стоимость.

Возникает вопрос, почему в таком случае Минфин не обложил транспортным налогом такое имущество, как тепловозы, электровозы, железнодорожные вагоны? А заодно и мотокультиваторы, газонокосилки и тому подобное. Да и мебель, в общем-то, тоже движимое имущество. Тут Минфин явно недоработал: мог бы гораздо глубже залезть в карманы граждан.

Так в чем же заключается экономический смысл транспортного налога? Почему такая избирательность? Почему одно движимое имущество облагается налогом, а другое – нет? И почему оно не облагается налогом на имущество на общих основаниях? И почему ставка имущественного налога все время растет – даже в кризис, когда стоимость имущества снижается?

Еще один не праздный вопрос: если это все-таки дорожный налог, то почему он взимается с мощности двигателя, а не, скажем, с массы транспортного средства, умноженной на пробег? И почему он поступает в бюджет одного региона, хотя практически все автовладельцы пользуются дорогами нескольких регионов? Если же транспортный налог – это сбор на строительство новых дорог, то он тем более вне закона. Потребитель должен оплачивать только те товары и услуги, которые он получил. Требовать с автовладельца предоплату за дороги, которые не построены, а с учетом особенностей национального движения финансовых потоков, возможно, и не будут построены, – незаконно.

Становится очевиден факт, что транспортный налог – один из особенно удачных способов отъема денег у населения, и нужен он для латания дыр в расползающихся региональных бюджетах, а не для латания дыр в самих, собственно, дорогах. И этот факт неоспорим, потому, и это признают сами представители Минфина, что транспортный налог, как и все отечественные налоги, не является целевым (так называемым окрашенным). В соответствии с котловым принципом он поступает в общий котел, из которого кто и сколько черпает – великая российская тайна. Кроме того, транспортный налог нарушает принцип равенства прав граждан, порождает и подчеркивает социальное неравенство. Налогоплательщики платят налог по разным ставкам, причем разница в Москве достигает 20 раз и более (а разница в суммах налога к уплате может достигать более 100 раз). При одинаковой мощности двигателя владельцы автобусов и грузовиков платят меньше владельцев легковых, но выше всех ставка для гидроциклов – выше даже, чем для яхт или самолетов.

Кстати, что касается расхода топлива, то новые поколения современных двигателей имеют большую мощность при малом расходе. Это и современные турбированные двигатели, и двигатели с регулируемой мощностью (отключением части цилиндров), гибридные двигатели, на подходе экологичный водородный двигатель.

Однако транспортный налог препятствует появлению в России новейших двигателей с высоким КПД, так как те имеют более высокую мощность. Более того, малолитражки не обеспечивают безопасность при столкновении с более тяжелыми машинами, а налог как раз толкает граждан покупать маломощные машинки.

И самая глобальная «нестыковка»: статья 3 Налогового кодекса устанавливает «основные начала законодательства о налогах и сборах». Пунктом 1 этой статьи введен принцип «всеобщности и равенства налогообложения». Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных и иных подобных критериев (пункт 2). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3). Но позвольте – ввиду произвольности налоговой базы (мощность двигателя) и состава объектов налогообложения (не все транспортные средства) налог не имеет экономического основания, нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, а ставки его имеют дискриминационный характер и ограничивают право граждан на владение более совершенным и безопасным транспортным средством, то есть право на безопасность!

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которым предусматривается понижение в два раза ставки транспортного налога. Одновременно с этим запланировано повышение акцизов на топливо на три рубля. Документ в настоящее время изучается в профильных комитетах нижней палаты парламента. Также обсуждение ситуации с транспортным налогом происходит в целом в стране, в том числе и среди различных общественных организаций и объединений граждан, поэтому надежда на достижение компромисса и принятие порядка взимания налога, устраивающего большинство владельцев транспортных средств, сохраняется.

Что с того, спросит вдумчивый читатель. А то, что если глава 28 противоречит «основным началам законодательства», то согласно пункту 7 статьи 3 «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Таким образом, сомнительный транспортный налог должен быть признан незаконным, противоречащим основным принципам законодательства о налогах и сборах.

«Таким образом, – отмечают юристы ФАР. – Транспортный налог должен быть отменен, причем без какого-либо увеличения акцизов на бензин и дизельное топливо. Замена транспортного налога ростом акцизов – это все те же попытки решения проблем за счет изъятия доходов у населения».

«Да, таков порядок, что транспортный налог зачисляется в бюджет, а уже затем из бюджета средства выделяются в том числе и на строительство и ремонт дорог, – поясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Возможно, что этот порядок неидеален и вызывает нарекания. Тем не менее он действующий (!!), и его никто пока не отменял! Поэтому взимание его абсолютно законно, хотя и вызывает массу нареканий в обществе. Как только будут приняты соответствующие изменения в законодательство, порядок взимания налога с владельцев транспортных средств может измениться, но не факт, что при этом изменится порядок его расходования. И даже если изменится порядок его расходования, то не факт, что на строительство и ремонт дорог начнёт поступать больше средств».

«По всей видимости, лоббирует налог все тот же Минфин, – комментирует руководитель татарстанского отделения ФАР Рамиль Хайруллин. – Они кивают на то, что в случае его отмены им придется много считать и пересчитывать. Но что конкретно им придется считать, если поступления денег прекратятся? Зато сейчас они имеют налоги и с продажи бензина, и «за силу» с рядового владельца. Так сказать, в двойном объеме».

Специалисты считают, что ни транспортный налог, ни повышение акцизов на топливо проблему российских дорог не решают. Напротив, рост акцизов приведет к увеличению оборота «левого» бензина, с которого налоги вообще не уплачиваются. К тому же нет уверенности, что и уплаченные налоги, и акцизы пойдут по назначению. Скорее всего, рост акцизов, а с ними и цен на бензин будет иметь негативные последствия. «Однако борьба с ростом цен – это следующий этап, – говорят представители ФАР. – Задача сегодняшнего дня – отмена транспортного налога».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем