С наступлением зимы выпадает большое количество снега (мы с вами помним, как это было в Казани в прошлый раз). Пока в Татарстане еще не выпало так много осадков, трассу М-12 начали готовить к снежному сезону. Корреспондент 116.RU побывал на базе, где хранятся реагенты и специальная техника для уборки дороги.
Рассказываем, как госкомпания «Автодор» собирается справляться со снегогеддоном в этом году.
Где хранятся реагенты и техника
Стоит сразу сказать: протяженность татарстанского участка трассы М-12 «Восток» — 145 километров. Дорога проходит через пять районов: Кайбицкий, Апастовский, Верхнеуслонский, Лаишевский и Пестречинский. Республика начинается с 699 километра трассы.
Равноудаленно друг от друга — каждые 40-45 километров — расположены базы с реагентами и спецтехникой. По словам начальника казанского филиала госкомпании «Автодор» Александра Умеренкова, сейчас на дороге республики есть три базы: на 724, 780 и 822 километрах.
— Одна расположена в Больших Кайбицах, следующая — возле многофункциональной зоны «Татнефть» и еще одна рядом с многофункциональной зоной «Газпромнефть», — рассказал Умеренков.
Умеренков объяснил, что базы сделали рядом с МФЗ по нескольким причинам. Во-первых, это связано с топливом: такое расположение удобно, если машинам необходимо будет дозаправиться. А во-вторых, в местах, где находятся технические базы, есть дополнительные развязки. Въезды на каждую базу перекрыты шлагбаумом. Его тщательно охраняют.
База на 822 километре М-12 находится возле МФЗ «Татнефть». На ее территории расположены маленькие синие бараки. Они сделаны для дорожных рабочих. Чуть дальше — огромный синий склад с реагентами. Здесь же рядом стоит спецтехника. Сейчас к зиме готовы 45 единиц уборочной техники.
Какие снегоуборочные машины будут убирать М-12
Среди подготовленной техники: машины дорожного мастера, роторные очистители, фронтальные погрузчики, комбинированные дорожные машины и тракторы.
В первом типе техники есть светосигнальная установка и комплект дорожных знаков. Здесь же комплект для уборки и очистки дорожного полотна. В комбинированных машинах есть скоростные отвалы для чистки и переброски снежных валов за ограждение. Техника оборудована на базе КАМАЗа. В кузове техники — специальный распределитель реагентов.
— У водителя имеется компьютер, который устанавливает необходимую регулировку расхода материалов. Если водитель работает с чистыми хлоридами — это один расход. Если работает с пескосоляными смесями, то есть с комбинированными продуктами, это другой расход, — объяснил Умеренков.
На базе стоит техника, которую используют для уборки площадок отдыха. Их очищают с помощью резиновых ножей. Эти машины предназначены специально для подобных участков. Всё дело в том, что здесь нет высокого скоростного режима.
— Вся эта техника универсальна. Она в летний период используется для доставки материалов, завозки необходимых для нас реагентов, перевозки материалов, — подчеркивает Умеренков.
Для чего нужны реагенты и кто их поставляет
Поодаль от техники можно заметить пескосоляную смесь. Ее, как нам объяснили, можно спокойно хранить под открытым небом. Это — комбинированный противогололедный реагент. Его состав: соль и песок.
— У нас есть запасы на всю зиму. Здесь часть заготовки. У нас такие же на каждой базе. Это заготовка, потому что мы до 1 ноября обязуем подрядчика полностью обеспечить стопроцентную готовность всего необходимого объема реагентов в зимний период. Если у нас вдруг выяснится, что расход будет больше, подрядчик докупает необходимый объем соли и заготавливает пескосоляную смесь, — поясняет Умеренков.
На базе несколько видов реагента. У них отличается состав, а точнее — количество составляющих. Например, реагент с солью и песком 50/50 используют, когда температура воздуха опускается ниже 25 градусов. Градация зависит от погодных условий.
Чистый реагент хранится на складе. В каждом мешке — 1000 килограммов чистой соли. Хотя в ней и есть небольшие добавки, чтобы в ней не скапливалась влага. Расход такого реагента — от 10 до 35 граммов на 1 квадратный метр. Если объем соли в реагенте меньше, то расход возрастает.
Основные поставки реагентов для М-12 — с Урала. Иногда продукт привозят с Казахстана и Белоруссии. Однако Умеренков отмечает, что с последних возить тяжелее: находятся дальше. Поэтому всё стараются возить с Урала.
Сейчас заготовлено 14 000 тонн реагентов. Из них порядка 6000 тонн — это чистые хлориды и 8000 тонн — комбинированные (смесь хлорида с песком).
Что такое служба аварийных комиссаров и почему она необходима на М-12
Одна из важных частей подготовки к зиме — служба аварийных комиссаров. Аваркомы работают круглогодично, но с первым снежным покровом вызовов становится больше. Такие службы направлены на помощь водителям в экстренных ситуациях и работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Внутри авто оборудовано необходимым инвентарем. У водителей есть расширенный вид медицинской аптечки, а сами они обязательно проходят курсы первой помощи.
— Аварийный комиссар может оказать помощь и прикрыть на дороге. Он выставляет соответствующий знак, подняв его и остановившись позади транспортного средства, с которым произошло поломка, — объясняет Умеренков.
Дальше у водителя выясняют, что случилось. Тем временем место ограждается специальными конусами. С собой у аваркомов всегда есть дополнительное топливо для тех, у кого оно внезапно закончилось в дороге. Всего по республике работают 6 экипажей аварийных комиссаров.
— 60% вызовов — это поломка транспортного средства то есть остановка транспортного средства. Дальше у нас идет по рейтингу 19% случаев — закончилось топливо. Только этого количества в последние месяцы меньше, потому что у нас уже функционируют на территории республики 6 многофункциональных зон, соответственно, 6 заправочных комплексов у нас работают. Порядка 7% — это выезд на ДТП, — поделился Умеренков.
По словам Умеренкова, эти службы чрезвычайно важны для такой трассы, как М-12. Он объяснил: из-за высокой скорости машины, остановившиеся по причине поломки, могут врезаться мимо проезжающие авто. Он порекомендовал водителям в экстренных случаях перейти за барьерное ограждение, надеть жилет и ждать, пока приедет аварком и поставит вокруг авто конусы.
— Дорога скоростная, движение быстрое. При этом маленькую машинку мы можем не заметить, а большую службу, которая с высоким знаком, с моргающим, сверкающим, большим количеством конусов, которые ограждают транспортное средство, заметить можем всегда, — объяснял Умеренков.
Учимся на прошлых ошибках?
Немного вспомним прошлый год. Тогда дорожные службы совсем не справлялись с работой, а трасса погрязла в снеге. Из-за этого «Автодору» досталось от вице-премьера Татарстана Рустама Нигматуллина. Он поругал компанию за нерасторопность и за то, как убирают трассу «Восток». Сейчас же, по словам Умеренкова, дорожная техника готова к зиме.
Также компания установила дополнительные снегозадерживающие щиты и сетки. В «Автодоре» надеются, что это поможет от зимних заносов.
— Меры основные, чтобы предотвратить снежные заносы, которые произошли у нас в начале текущего года, в январе–феврале, уже ведутся. Это установка дополнительных щитов, дополнительной сетки. Все эти мероприятия сейчас реализованы или будут реализованы до конца года. Техника дополнительно подрядчиком также обновлена. М-12 была полностью оснащена и до этого, но мы решили перестраховаться и дополнительно обязали подрядчика привезти технику, — заявил Умеренков.
По словам главы казанского филиала, в прошлом году в это время уже лежал устойчивый снежный покров, а нынешнюю погоду он называет «благоприятной».
— Но мы ожидаем самого худшего. Ориентируемся на те же параметры, которые были в прошлом году. Трасса в республике проходит по участкам, где у нас поля и степи, то есть открытые участки. Здесь более высокий риск снежных заносов. При этом сильные ветра. В целом, ситуация проанализирована, и сделаны выводы, — резюмировал Умеренков.
Напомним, платную трассу М-12 открыли практически год назад — 21 декабря 2023 года. На церемонии присутствовал глава Татарстана Рустам Минниханов и дистанционно — президент России Владимир Путин.
Еще до запуска платной трассы некоторых жителей смутила цена за проезд. Так во время прямой линии с Путиным житель Москвы рассказал, что рассчитал самостоятельно стоимость тарифов (на тот момент они были неизвестны). Итог его не обрадовал — 6 тысяч рублей в одну сторону. Путин обещал разобраться с этим вопросом.
Водители поначалу постоянно обменивались своими впечатлениям о трассе. Их не устраивала инфраструктура «Востока» и отсутствие связи. Позже «Автодор» отчитался, что вдоль М-12 построили многофункциональные зоны, новые съезды и поставили вышки сотовой связи.
По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, стоимость дороги составила 910 миллиардов рублей.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!