Первое закрытие
Утро 17 апреля для пассажиров, которые ждали своего вылета в аэропортах Казань и Бегишево, началось с неприятных новостей. В 07:15 воздушные гавани перестали принимать и отправлять рейсы.
К тому дню Татарстан уже пережил одну атаку беспилотников: 2 апреля дроны попали в студенческие колледжа «Алабуга Политех» и нефтеперерабатывающий завод «Танеко». Однако во время первого «прилета» татарстанские аэропорты не прекращали свою работу. По крайней мере власти не давали комментариев на этот счет. Так что события 17 апреля были для татарстанцев в новинку и их можно считать отправной точкой нашего отсчета.
Впрочем, необычное происшествие не вызвало у пассажиров казанского аэропорта ни паники, ни вообще хоть какой-нибудь яркой реакции. Все понимали: столичные аэропорты уже не раз закрывали из-за плана «Ковер», теперь эхо докатилось и до республики. Казанцы и гости города скучали в зале ожидания и на лестницах между терминалами.
В 11:20 (то есть спустя 4 часа после того, как ввели ограничения) над Татарстаном сбили беспилотник. Новость подтвердили и Минобороны, и власти Елабужского района, где упали обломки. В дальнейшем такое будет редкостью.
17 апреля обошлось без пострадавших и разрушений. На ОЭЗ «Алабуга», которая находится близ Елабуги и где сосредоточены крупные предприятия, позаботились о безопасности персонала. Что именно скрывалось за этой формулировкой, непонятно.
Почти сразу сообщения об уничтожении дрона и спустя 5 часов простоя аэропорты возобновили работу.
Еще эта атака выделяется среди прочих тем, что ее прокомментировали сразу 2 человека из руководства Татарстана. Глава республики Рустам Минниханов поручил разъяснить обывателям и работникам предприятий, как действовать в случае тревоги. И призвал жителей быть внимательнее, но не нагнетать обстановку.
Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин назвал татарстанскую экономику «привлекательной для недругов» и отчитался, что регион выделил деньги на защиту предприятий от атак.
Второе закрытие
Прошел почти месяц, прежде чем в Татарстане снова закрыли оба аэропорта, — 15 мая. Известно об этом стало после 9 утра, хотя Казань поставила вылеты на стоп в 07:27, Бегишево — 07:55. Все службы перевели в режим повышенной готовности.
Позже Минобороны подтвердило, что ПВО сбило беспилотник самолетного типа над Верхнеуслонским районом. Причем это случилось утром, когда закрывали аэропорты: в 7:30.
— По сегодняшнему факту в Верхнеуслонском районе проверка боеготовности прошла успешно, — заявили в пресс-службе главы Татарстана.
В казанском аэропорту в этот день было напряженнее, чем раньше. Там встречали гостей форума «Россия-Исламский мир», который проходил с 14 по 19 мая. По громкоговорителю задержку рейсов объясняли поздним прибытием самолетов.
Многометровые очереди к стойкам регистрации и гейтам скопились еще до того, как аэропорт возобновил работу. А когда открыли — толпа вообще заняла весь коридор.
— Ожидание и реальность — знаешь разницу? Ожидается в 12 дня, улетишь в 12 ночи, — такой цитатой пассажира можно описать общее состояние.
Остальная часть республики обсуждала фото якобы сбитого беспилотника. Снимок разлетелся по татарстанским телеграм-каналам. Однако как нам разъяснил основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, скорее всего, жители сняли не дрон, а кусок того, чем по нему стреляла ПВО.
Третье закрытие
В отличие от предыдущих разов 23 мая в аэропортах Казани и Нижнекамска ввели ограничения не утром, а в полдень. Небо закрыли не только для больших лайнеров, но и небольших частных самолетов. Казанцы, которые оказались в таком джете и совершали прогулочный полет над Марий Эл и столицей республики, услышали, как пилоту передали: «Объявлен план „Ковер“, нужно сажать самолет». Это означает, что нужно срочно сесть на ближайшем аэродроме. Так специалисты определяют своих (которые получили сигнал) и чужих.
Тем временем сотрудников крупнейших предприятий Казани и Нижнекамска эвакуировали. Опасения подтвердились: в 14:00 над Елабужским районом снова уничтожили беспилотник. Никто не пострадал. Оба аэропорта заработали после 2–2,5 часа ограничений.
Четвертое закрытие
Через неделю по Татарстану снова ударил беспилотник. 31 мая казанский и нижнекамский аэропорты закрылись необычно рано — в 05:57 и 06:24 утра.
На татарстанских предприятиях сработал сигнал «Внимание всем!», сотрудников эвакуировали. Как рассказывал один из сотрудников КМПО, их «на 40 минут в бункер загнали».
Минобороны заявило об одном сбитом украинском беспилотнике, тем самым опровергнув сообщения телеграм-каналов: те писали об двух летательных машинах. Как оказалось, на этот раз беспилотник перехватиили в Атнинском районе. Его глава Габдулахат Хакимов опубликовал фото обломков неизвестного аппарата, которые нашли в поле.
Это была пятая атака дронов и четвертое закрытие неба. А еще это был последний раз, когда власти Татарстана и Минобороны публично называли причину ограничений в аэропортах. С июня все закрытия неба проходили под абстрактной формулировкой «для обеспечения безопасности полетов».
Пятое закрытие
Так было и 3 июня, когда ограничения ввели только в казанском аэропорту. То есть спустя 3 дня с последней официальной атаки. Связь в воздушной гавани в этот день была плохая. Сообщения в мессенджерах приходили с минутной задержкой.
В зале ожидания было не так тесно, как в предыдущие разы. Так что никакой паники и почти никакой толкучки. Зато местные кафе порадовались, что гостей стало больше.
— Обычно [наплыва] нет, сегодня прям много. Значит, понедельник у всех тяжелый просто, — поделился своими умозаключениями молодой человек за стойкой.
В наибольшей растерянности пребывали казанцы, ожидавшие возвращения родственников из других городов. Близкие звонили и сообщали, что их самолеты неожиданно развернули и отправили в совсем другом направлении. И действительно: за полтора часа закрытия на запасные аэродромы ушли 7 воздушных судов. Рейс Казань — Сочи за время ожидания успел потерять пятерых пассажиров. По громкой связи их разыскивали без остановки целых десять минут.
Шестое закрытие
Суматоха была в казанском аэропорту и 10 июня. С 8 утра, когда ввели ограничения, в помещение набивались пассажиры, рейсы которых отменили. Около 11 часов терпение некоторых лопнуло, и они пошли сдавать билеты, другие пытались переоформиться по телефону.
— Я недовольна. Я с сыном, а рейс перенесли на 2 часа. Вы тоже на московский рейс, да? Лучше сдавайте билет, пока возврат делают. Я вот сдам, — сказала одна из пассажирок.
Встречающие пытались выпытать время, когда приземлится самолет с их близкими. Представитель авиакомпании только разводил руками.
— А что делать, скажите! Ребенок тут, а бабушка не пойми где в небе! — негодовала одна из родственниц.
Ни Минобороны, ни тем более работники аэропорта не называли причину задержек. В залах чувствовалось всеобщее раздражение. Мало кто сумел сохранить спокойствие. Но одна мама смогла с юмором объяснить ребенку, почему папа задерживается.
— Папа толкает самолет.
В аэропорту столпилось так много людей, что некоторые пассажиры рисковали не успеть на посадку. Пришлось вмешаться полиции и сотрудникам аэропорта, которые перестраивали очереди. И всё происходило на фоне подготовки к Играм стран БРИКС.
Седьмое закрытие
Ситуация повторилась только через полтора месяца — 27 июля. Аэропорты Казань и Бегишево были закрыты всего полтора часа — с 09:30 до 11:00. Так что и значительных очередей не успело скопиться. За это время на запасные аэродромы ушли 5 самолетов.
В объявлениях казанской воздушной гавани, не было ни слова о беспилотниках или плане «Ковер».
— В связи с поздним прибытием самолета, — так по громкоговорителю объясняли причину задержек.
Восьмое закрытие
Прошел месяц, и оба татарстанских аэропорта снова закрыли. Это случилось 28 августа. Казанский — на 5,5 часа, нижнекамский — на 3,5 часа. За это время на запасные аэродромы ушли 10 самолетов: 8 — летевших в Казань, 2 — следовавших в Нижнекамск. И снова пассажиров было так много, что даже лестницы оказались заняты.
Позже выяснилось, что в этот день до Кировской области впервые долетел беспилотник. Он целился в емкость для хранения нефтепродуктов. Это ли послужило поводом для закрытия неба в Татарстане — неизвестно. Власти республики и Минобороны в очередной раз не прокомментировали ситуацию.
Девятое закрытие
10 сентября небо закрыли по отработанной схеме. Росавиация сообщила, рейсы задержали, никаких конкретных комментариев о причинах. За несколько часов до Казани рейсы перестали принимать и московские аэропорты Внуково, Домодедово и Жуковский. Не сумев приземлиться в столице Татарстана, один самолет улетел в Самару, другой — в Бегишево.
Десятое закрытие
Последнее на данный момент закрытие аэропорта выпало на 3 октября. Информация о случившемся была такой же сухой, как и в последние 5 месяцев. Рейсы Омска, Хургады и Челябинска перенаправили на запасные аэродромы — в Самару и Бегишево. Спустя 3 часа аэропорт Казани вернулся к работе, Нижнекамска — спустя 1 час 48 минут.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!