Об идее построить Соборную мечеть в Казани Рустам Минниханов впервые сказал в 2018 году. Но серьезно об этом начали говорить только в начале 2022 года. Сначала прошел слух, будто бы мечеть собираются строить рядом с Чашей, к слову, власти вообще не спешили опровергать эту информацию. Более того — чиновники подогревали интерес. Например, они опубликовали на портале госзакупок тендер на засыпку Казанки. А зачем — так тогда и не объяснили. Автор проекта Кул-Шариф Айвар Саттаров тем временем говорил, что лучше места под новую мечеть не найти.
И вот 1 апреля власти республики объявили о новой мечети официально, но вместе с тем шокировали и местных жителей. Они заявили: новый объект на 10 тысяч прихожан возведут на месте парка «Кырлай».
Но такую новость без восторга восприняли казанцы, которые живут рядом с единственным в городе парком аттракционов. Они начали выяснять подробности строительства, и оказалось, что проблем стройка под окнами принесет гораздо больше, чем казалось. Спойлер: может затопить станции метро. И пока казанцы обивают пороги местных ведомств, пытаясь донести это до властей, министерства лишь отписываются от них, сваливая ответственность друг на друга.
Почему казанцы, обеспокоенные судьбой города, собирают деньги на экологическую экспертизу местности, пока власти республики, кажется, закрывают на всё глаза, ослепленные масштабом нового проекта, читайте в нашем материале.
Чей «Кырлай»?
В декабре 2021-го с 55-метрового колеса обозрения в парке сняли кабинки. Арт-директор парка Эльвира Хайрутдинова тогда объяснила это обновлением аттракциона. По ее словам, к открытию нового сезона все работы по реставрации закончатся. Но обновленного колеса обозрения казанцы так и не увидели, как и не дождались открытия сезона. После официального заявления о строительстве Соборной мечети на месте «Кырлая» в парке начался активный демонтаж всех аттракционов. Но в мэрии Казани заявляют: эти факты никак не связаны, а закрытие парка происходит по инициативе собственника, который решил расширяться — купить новые аттракционы и разместиться на большей территории.
— Это частный парк, аттракционы требуют обновления из соображений безопасности, и владелец планирует ставить новые на новой территории, где есть возможность расширения, — пишет мэрия в своем телеграм-канале.
При этом земля, на которой стоит «Кырлай», муниципальная. Такие данные озвучили в мэрии. И эту же информацию подтверждает выписка из ЕГРН. Как говорится в документе, территория находится в аренде у АО «Паркинвест» до 2057 года.
По данным сервиса «Контур.Фокус», парк «Кырлай» принадлежит АО «Паркинвест». И судя по финансовым отчетам, с 2016 года компания работала с большими убытками. Так, например, в 2016-м «Кырлай» получил выручку почти в 43 миллиона рублей, при этом убыток составил почти 48 миллионов. А в пандемийном 2020-м доходы АО «Паркинвест» сократились еще сильнее: выручка упала до 14 миллионов рублей. А убыток был почти в 60 миллионов.
Мы дозвонились до владельца парка, чтобы выяснить его планы и узнать дальнейшую судьбу «Кырлая», но разговаривать с журналистами он наотрез отказался и бросил трубку. Может ли новое место спасти убыточный «Кырлай» — вопрос открытый.
Какие риски несет в себе стройка на месте «Кырлая»
Несмотря на то что плана строительства мечети на территории бывшего парка нет, работы по подготовке площадки начались еще 1 апреля. Документы исследований, как строительство повлияет на ближайшие здания, нигде не опубликованы. Была ли вообще какая-то экспертиза — большой вопрос. Но из парка уже вывезены все аттракционы, разобрано колесо обозрения. А к чему, собственно, такая спешка? Вероятно, власти подгоняют строительство под красивую дату: 20 мая обещали заложить первый камень — за день до 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.
А казанцы тем временем настаивают: опасность строительства на месте парка в том, что особенностью местного ландшафта является даже не пойменный лес, а мелкая речка, протекающая вдоль «Кырлая» и уходящая в частный сектор. К тому же на этой территории множество подземных вод. Именно они питают зеленый оазис в центре города, а река отводит весной талые воды, защищая местных от подтоплений. У жителей в «Казансу» и ЖК «Пять звезд» есть подземные паркинги, у второго комплекса он даже двухуровневый. Живущие в «Пяти звездах» казанцы рассказали нам, что весной у них уже бывали подтопления подземной парковки. А однажды вода топила не только парковку местных ЖК, но и частный сектор, расположенный в низине, в сторону ЖК Atlantis Deluxe.
— В парке низина. Не могут сделать такую огромную мечеть в низине. Ясно же, что будут насыпать. А поднимать придется очень много, и может получиться так, что, засыпав речки внизу, которые отводят воду еще и от метрополитена, эти воды поднимутся. И пойдут они к нам, в паркинг, — говорит Ирина, жительница одного из комплексов рядом с «Кырлаем».
К тому же местные опасаются, что их речка и «кырлайские» подземные воды навредят не только парковке, но и фундаменту их домов, в которых, на минуту, 24 этажа. Никто не проводил исследований, а значит и не дает местным гарантий, что потом их дома не разрушатся. А вместе с домами и вся экология этого места. На территории парка «Кырлай», к слову, в 2013 году ученые из КФУ обнаружили 44 вида птиц, 14 из которых гнездятся в местных деревьях.
Мы связались с доктором биологических наук, профессором КФУ Нафисой Мингазовой, которая уверена: любое строительство на территории парка «Кырлай» очень проблематично, так как этот крошечный кусочек бывшей поймы реки Казанки находится в сложных гидрогеологических условиях.
— Здесь близкий уровень залегания грунтовых вод, более того, под землей дренажная система. У нас она достаточно старая, была построена еще в 1955 году и ни разу не реконструировалась. Она призвана защищать город от наводнений и подтоплений. Система состоит из дамб, дренов и насосных станций. И в парке «Кырлай» — одна из главных дренов города, в которую сбрасываются воды, подтапливающие казанский метрополитен, — рассказала нам профессор.
Мингазова добавила, что строительство ЖК Atlantis Deluxe и так усугубило геологическую ситуацию этой территории. Многоквартирные дома оказывают давление на эту зону, что способствует выходу грунтовых вод. То есть для строительства любого объекта на этом кусочке города нужно постоянно откачивать воду.
— К тому же это рекреационная зона, хороший качественный пойменный лес, который смог уцелеть. Для жителей это единственное место рекреации. И в Ново-Савиновском районе очень плохо с рекреационными зонами, и в Московском районе близко крупных парков нет. Зеленая зона вдоль реки Казанки — это единственное по сути, что есть у местных жителей, — комментирует наша собеседница.
Зачистка уже началась
Почему власти так спешат снести парк, в котором отдыхали жители не только Казани, но и всей республики, непонятно. Но чиновники так торопятся, что даже мнения местных жителей не спросили. К тому же, как сказали нам в Минстрое РТ, экспертизу территории под строительства тоже никто не проводил. То есть риски предстоящего строительства вообще непонятны. Тем не менее от «Кырлая» уже мало что осталось. Сейчас вместо подготовки к началу аттракционного сезона возле парка, близ ЖК «Казансу», начали рубить деревья. Местные уверены: это ради будущего строительства.
— Мы это увидели из своих окон. Написали в администрацию Кирмоса, нам ответили, что на территории парка производят кронирование деревьев (придание растению более аккуратной формы. — Прим. ред.), — рассказала нам Светлана, жительница жилого комплекса.
В то же время казанцы написали и в «Народный контроль». В ответе, разумеется, также сослались на кронирование. Но если на территории парка «Кырлай» строители действительно срезают только верхушку насаждений, то за его территорией, близ ЖК «Казансу», здоровые деревья спилены до пеньков. И местные боятся, что это только начало. Математика простая: чтобы на этой территории разместить здание на 10 тысяч человек и парковку для них, понадобится куда больше места, чем есть в парке сейчас.
И что странно: поддерживать казанцев в их борьбе за парк «Кырлай» никто не спешит. Хотя еще свежи воспоминания, как весь город встал на защиту Парка Урицкого, когда в нём хотели поставить аттракционы. Тогда местные так же защищали нетронутый лес. Но вот на его месте власти планировали всего лишь поставить батуты и карусели, а не крупнейший в Татарстане религиозный объект.
Также казанцы рассказали нам, что обращались по вопросу спила деревьев в прокуратуру. Ведь территория «Кырлая» и территория вдоль Зареченской дамбы (продолжение парка) — часть ансамбля Казанского кремля. И по приказу федерального Минкульта от 20 декабря 2012 года № 1628 вырубка деревьев на данной территории запрещена. Местные уверены: куда ни пиши, власти города скажут, что насаждения были аварийными. Но стоит прийти на место вырубки и взглянуть своими глазами, сразу становится ясно: весной эти деревья, скорее всего, зацвели бы пышным цветом. Оставшиеся от здоровых деревьев стволы до сих пор лежат под окнами местного ЖК.
— Никак нельзя под санитарную подвести вот эту вырубку. Она сейчас делается для того, чтобы потом сказать: «О чём разговор? Здесь и деревьев-то нет», — возмущена безразличием властей еще одна жительница комплекса «Казансу».
Власти запретили казанцам защищать парк
Дабы остановить спил деревьев и иметь возможность гулять с детьми не в каменных джунглях, а среди зелени, горожане написали еще и в Министерство природных ресурсов и экологии России с просьбой сделать на месте бывшего «Кырлая» заповедник. Но на письмо казанцев в Минприроды ответили кратко: на экологическое обследование этой территории денег нет.
Светлана рассказала, что неравнодушные граждане подавали заявку на пикет в защиту парка, но на их запрос тоже пришел отказ. Исполком сослался на постановление санитарного врача РФ, согласно которому следует ограничить проведение массовых мероприятий. При этом 23 апреля в Казани прошел городской субботник и тысячи казанцев вышли на придомовые территории для совместной борьбы с мусором. К слову, на субботнике был и мэр города Ильсур Метшин собственной персоной. Да что там говорить, даже первые лица республики публично игнорируют главное требование санитарного врача — масочный режим.
Но вот бороться против строительства такого важного объекта на месте парка в Казани нельзя.
— Будет «Бессмертный полк», на который, кажется, коронавирус не распространяется. Подано уведомление о проведении пикета было коллективно, со всеми подписями, — уточнила Светлана.
Город без парка аттракционов
Надо отметить, что «Кырлай» был единственным парком аттракционов в городе. Зимой, когда разразился скандал на почве строительства нестационарных аттракционов в Парке Урицкого, в дирекции парков и скверов отмечали, что одного «Кырлая» на город-миллионник не хватает. А теперь у казанцев забрали и его.
Правда, власти настаивают: парк перенесут в другое место. А куда — пока неясно. Республиканский Минстрой в лице главы Марата Айзатуллина 5 апреля заявлял, что перенести «Кырлай» могут за ТЦ Park House. Но и там сплошь и рядом природные дрены. Туда выходят грунтовые воды, на которых фактически стоит весь район. Об этом нам рассказывал ученый Института проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана Дмитрий Иванов. Он уверен: если «Кырлай» действительно решат перенести туда, то болота, очевидно, придется засыпать. А грунтовые воды, которые выходят там на поверхность, найдут другое место выхода.
— Большая часть Парка Победы — остатки болотистой территории. Вряд ли это совместимо с засыпкой земли, — говорит ученый.
Казанский урбанист Дмитрий Сагдеев тоже уверен: озера за Парком Победы — не лучшее место для аттракционов.
— Во-первых, непонятно, на что там смотреть с колеса обозрения. На стройные ряды многоэтажек? Во-вторых, для этого также придется заниматься вырубкой деревьев и засыпкой озер. Безусловно, эти озера давно нужно благоустроить, но там должен быть тихий природный парк, — считает урбанист.
Так и получается, что любимые детьми и взрослыми аттракционы снесли, а новое место для них не нашли. И вероятнее всего, юные казанцы в этом году останутся без каруселей. При этом местные жители уверены, что никакого парка взамен «Кырлая» казанцы так и не получат, ведь на это тоже нужны деньги из бюджета республики.
А дополнительные финансы понадобятся еще и на изменение концепции парка «Манзара». Ведь на этапе его планирования в проекте были «кырлайские» аттракционы, а теперь на этом месте планируется мечеть. Причем на этапе разработки «Манзары» власти много говорили о сохранении зеленого массива рядом с «Кырлаем». А теперь деревья там беспощадно спиливают.
Отрицаешь — предлагай
Сами казанцы, естественно, не против строительства мечети. Напротив, многие считают, что это принесет дополнительный религиозный трафик в Казань. Они лишь хотят сохранить свои дома и парк рядом, чтобы и дальше по утрам наслаждаться трелями птиц. Выгуливать по вечерам собак, а детей и внуков знакомить с местной флорой. Соборную мечеть лучше строить в Адмиралтейской слободе, уверены казанцы.
— Там пустырь, она не будет никому мешать из жителей, там нет природы, нет птичек и речки. Людям будет проще подъезжать, она будет видна при проезде ж/д, а это дополнительный религиозный трафик. Мы хотим, чтобы Кировский район, именно та его часть, становилась лучше. А мы в это время будем наслаждаться красотой природы и приходить к ним в гости по проекту «Манзара», — говорят местные жители.
Сейчас местные начали собирать деньги на экологическую экспертизу местности. Также в планах продолжить писать депутатам в поиске хоть кого-то, кто услышал бы их и осмелился бросить вызов республиканскому проекту, в котором, кажется, всё решили без горожан.
Ну а мы лишь напомним, что в «Кырлае» в 2007 году с 55-метрового колеса обозрения вниз шагнул молодой казанец. При нём тогда нашли любовное послание — предсмертную записку. И насколько может быть удачным это место для строительства религиозного объекта, неясно до сих пор, считают казанцы. К слову, после смерти в парке молодого казанца его как раз-таки и переименовали в «Кырлай». До этой трагедии парк назывался «Шурале».