Город Домострой Спитак замедленного действия

Спитак замедленного действия

Армянские события 1988 года могут повториться в Татарстане. Причем без всякого землетрясения. Город, название которого стало нарицательным, был разрушен всего за полминуты. И именно его вспомнил заведующий кафедрой технологии, организации и механизации пр

Армянские события 1988 года могут повториться в Татарстане. Причем без всякого землетрясения. Город, название которого стало нарицательным, был разрушен всего за полминуты. И именно его вспомнил заведующий кафедрой технологии, организации и механизации производства Казанского государственного архитектурно-строительного университета Владимир Изотов в своем выступлении на коллегии республиканского Госстройнадзора. «Это настоящий Спитак!» – воскликнул профессор, когда речь зашла о качестве современных строительных материалов. Тех самых, из которых в республике возводят – или, по крайней мере, пытаются возводить – жилые дома.

«Практика показывает, что в производстве монолитного бетона главным критерием выбора материалов сегодня служит их стоимость, а вовсе не их качество и пригодность в зависимости от условий строительства, как того требуют нормативные документы. На строительные объекты все чаще попадает бетонная смесь, приготовленная из несортированной песчано-гравийной смеси. Причем используется она для изготовления несущего каркаса здания. Такая смесь способна к расслоению. В результате в одной и той же конструкции появляются зоны с прочностью в полтора-два раза ниже, чем среднее значение прочности по проекту. Говорить в данном случае о надежности или долговечности сооружений совершенно бессмысленно», – делает неутешительный вывод г-н Изотов.

Итак, проблема касается главным образом монолитного строительства. Бетонные смеси, объясняет доктор технических наук, часто поступают с разных заводов, при этом используются разные цементы, заполнители, химические добавки. Помимо того, что это усложняет попытки контролировать качество поступающих бетонных смесей на объект, контроль на многих строительных площадках попросту не осуществляется должным образом.

«У большинства заказчиков и подрядчиков нет собственных строительных лабораторий, а привлекаемые на договорных условиях лаборатории зависимы от заказчика или подрядчика. Такой «контроль» становится необъективным и, в принципе, бессмысленным!» – негодует Владимир Изотов.

Кстати, инспекция Госстройндзора как-то провела оценку всех имеющихся в Татарстане строительных лабораторий. Выяснилось: из 34 лабораторий только семь способны обеспечить надлежащий контроль за качеством материалов. А из этих семи оказалась способна комплексно контролировать качество и безопасность строительных объектов в полном объеме вообще одна-единственная (!) лаборатория.

В общем, большинство строителей контролировать качество попадающей к ним бетонной смеси просто не в состоянии. А что на заводах?

«Хорошую бетонную смесь можно получить сегодня только на заводах, где обеспечивается высокая технологическая дисциплина, имеется достаточный квалификационный уровень специалистов, отлажена система внутрипроизводственного контроля качества. Всем этим требованиям в Казани, на мой взгляд, отвечает один-единственный завод», – вновь разочаровывает профессор.

Впрочем, справедливо ли будет винить одних только производителей строительных материалов?

«Потребители бетонной смеси должны быть уверены в том, что поставляемая смесь изготовлена из качественных материалов, обладает заданными свойствами, обеспечивает требуемый уровень качества. Однако эта уверенность не снимает обязанностей с потребителей бетонной смеси организовывать входной контроль качества в соответствии с требованиями нормативных документов, чего, к сожалению, в настоящее время в большинстве строительных и монтажных организаций нет. Общая беда строительных и монтажных организаций – отсутствие эффективной системы внутрипроизводственного контроля качества», – сетует г-н Изотов.

Беда или все-таки вина? Ведь сам заведующий кафедрой КГАСУ упомянул в своем выступлении нарушения, которые иначе как халатностью язык назвать просто не поворачивается: в зимнее время не замеряется температура, допускаются случаи распалубки конструкций при недостаточной прочности бетона. Всё это влечет за собой образование трещин, а в некоторых случаях – даже обрушение бетонных конструкций: «Мы знаем такие примеры».

В свою очередь, начальник Центральной аналитической лаборатории по энергосбережению в строительном комплексе Светлана Соколова рассказала о проблемах слоистой кладки. По этой технологии, по словам г-жи Соколовой, возводится около 50% жилья: «Снаружи идет кирпич, внутри расположен утеплитель. И очень трудно проверить, как он там уложен. Если, допустим, шли дожди в то время, когда рабочие вели эту кладку, в результате могло получиться так, что утеплитель просто намок. Или он некачественно уложен, что не подлежит никакому ремонту, и когда жильцы заселяются в дом, у них появляется очень много проблем. Вот чтобы от этого уйти, сегодня ведется очень серьезная работа: мы подбираем материал, который может и по теплотехническим свойствам, и по долговечности служить значительно лучше».

Можно не сомневаться: эксперты найдут решение. Но подойдет ли оно строителям? В последние годы и в монолитном, и в сборном строительстве прослеживается четкая тенденция. Отечественные строительные компании стремятся минимизировать свои затраты на контроль качества. Между тем в развитых странах затраты на качество могут достигать 20% от стоимости объекта.

Впрочем, на строителей можно повлиять. Владимир Изотов предлагает несколько действенных, на его взгляд, рецептов:

  1. Навести порядок в системе контроля качества строительства на всех этапах строительно-монтажных работ. Без этого гарантировать безопасность объекта невозможно. Имеет смысл в данном случае использовать опыт Москвы, где все объекты, финансируемые из городского и федерального бюджетов, строятся только из сертифицированных материалов. К работе допускаются организации, имеющие собственные лаборатории и организации, где система контроля качества сертифицирована;

  2. Добиться, чтобы проектировщики формулировали требования к бетону не только по прочности, но и записывали жесткие требования по однородности бетонных конструкций и прочим существенным параметрам. Несоблюдение этих требований нерадивыми поставщиками даст инспекции Госстройнадзора юридическое основание применить не только штрафные санкции, но и закрыть производство бетонной смеси, не удовлетворяющей требованиям строительных норм и правил. Сегодня предприятия строительной индустрии оказались вне зоны государственного надзора, чему способствовал закон «О техническом регулировании»;

  3. Внедрить комплексный подход к оценке соответствия строительного объекта требованиям ПСД, технического регламента, а при его отсутствии – строительным нормам и правилам, с применением современных методик и новейшей аппаратурной базы. Например, сочетание тепловизионного контроля и геофизических методов в дополнение к другим инструментальным методам дает полную картину всех дефектов конструкции, и можно прогнозировать их дальнейшее влияние на долговечность и на безопасность здания;

  4. Поручить инспекции ГСН совместно с КГАСУ провести работу по аккредитации предприятий стройиндустрии, обладающих достаточной лабораторной базой и квалифицированными специалистами.

Помогут ли эти меры – время покажет. Сегодняшние же попытки навести порядок в сфере стройиндустрии пока, увы, приводят к неутешительным выводам. ПО словам начальника инспекции ГСН Раиса Мубаракшина, Госстройнадзор уже попытался создать единый реестр предприятий стройиндустрии, выпускающих качественную продукцию. Но, увы, из добрых полутора десятков проверенных заводов по выпуску бетона и железобетонных изделий ни один из производителей материалов не получил одобрения инспекции.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем