Город Рустем Валиев, финалист «Минуты славы»: «На самом деле, я водитель автобуса, а не троллейбуса!»

Рустем Валиев, финалист «Минуты славы»: «На самом деле, я водитель автобуса, а не троллейбуса!»

" src=

Наверное, ни один из политиков, ученых, спортсменов или артистов не имел в уходящем году такого действительно всенародного успеха, как этот человек. Пусть кому-то его достижения кажутся сомнительными, но то, что Рустем Валиев стал финалистом общенационального шоу «Минута славы» на Первом канале и завоевал симпатии не только своих земляков, но и людей по всей стране – это действительно выдающееся достижение. Встретиться с музыкантом удалось практически «налету», перед Новым годом Рустем постоянно занят – «звезду» хотят увидеть многие.

– Рустем, как вообще пришла мысль взять в руки гармонь?

– Я учился в самарском музыкальном училище, и там же стал участвовать в самодеятельности – играл в танцевальном коллективе и для хора. После армии приехал в Казань и пошел на прослушивание в филармонию. Меня взяли на месяц третьим баянистом Ильхама Шакирова, который и посоветовал мне заняться татарскими национальными инструментами, которые в то время стали забываться. С тех пор я и начал собирать гармоники, курай и так далее и выступать с сольными концертными программами. Сейчас в коллекции около 30 инструментов, а играю на восьми. До появления магнитофонов на всех танцах и свадьбах играли гармонисты, это потом такой жанр был утрачен. Думаю, тем, что я напомнил людям о том, как и что можно играть на гармошках, я и поразил жюри «Минуты славы».

Сначала пришлось пройти кастинг. Из ста человек, пришедших на отбор, выбрали шестеро. Мы поехали в Москву на прослушивание и для показа взяли мой номер с маленькими гармошками. Затем по голосованию, набрав 24 процента зрительских голосов, попал в финал. Там я играл классику на гармониках, показал людям наш кубыз, представил Татарстан.

– Почему народный артист Татарстана согласился участвовать в таком своеобразном проекте?

– Хотелось показать себя, показать, что гармонь у нас жива и что если увлекаться чем-то всерьез (а гармошки – это мое хобби, поскольку консерваторию я закончил по классу баяна и играл классику), то можно, и играя на гармони, удивлять народ.

– Что из проекта запомнилось больше всего?

– Во-первых, я увидел, как профессионально работает телевидение, как работает с номером режиссер. Удивили серьезные репетиции со светом и звуком – ничего этого на нашем телевидении нет. У нас все делается, как говорят музыканты, «на шару». Ни один режиссер даже не утруждает себя проверить соответствие номера и костюма. Там же совершенно другое отношение. Я приехал, привез несколько номеров. Начались репетиции с режиссером, который выбрал, по его мнению, лучший и подходящий по хронометражу (2,5 минуты). Кстати, мне пришлось очень трудно, просто потому что инструментов было много – приходилось все сокращать. Например, в «Калинке» приходилось играть только припев, татарскую песню – только запев и так далее. На одной гармошке – 40 секунд, на другой 20 – темп был очень непростой.

После репетиции поехал на съемки сюжета обо мне. Я был «водителем троллейбуса». На самом деле, в шоу участвовали почти все профессионалы, но для того, чтобы создать интерес, режиссеры придумывали всем «профессии». На самом деле, у меня есть права категории «Д» – водителя автобуса. Я и на концерты с музыкантами езжу на «газели», сам за рулем, и в Тольятти учился на водителя-испытателя, и отец у меня всю жизнь за рулем провел. Но сказали, что автобус – это не интересно, пришлось стать водителем троллейбуса.

– Коллеги-музыканты не удивлялись, когда увидели вас за рулем троллейбуса?

– Нет, отнеслись с юмором – все всё прекрасно понимают. Еще раз повторю, там почти все профессионалы. Даже Дмитрий Булкин (победитель шоу), которого представили как автослесаря, он тоже профессиональный артист. Работает в Германии в цирке. Вообще, никого не интересовало, кто ты на самом деле – подписываешь контракт и работаешь.

– Какими были условия контракта для вас?

– С меня требовалось только одно – участвовать во всех съемках и неукоснительно воплощать в жизнь задумки режиссера. Пусть миллион выиграть не получилось, но я рад, что выступил в этой передаче. Сейчас постоянно люди звонят, приглашают на концерты, сейчас надо и в Ижевск ехать, и в Казани десятки мероприятий. Все хотят посмотреть на знаменитый номер, так поразивший всю страну. Вообще, в материальном плане я от участия в проекте ничего не приобрел, даже скорее наоборот. Могло бы наше министерство культуры хотя бы дорогу оплатить, или премию какую-то дать. Ведь я представлял не только себя – всю республику.

– Перед выходом на сцену не было какого-то волнения?

– С этим номером я ездил и в Америку, и в Австрию. Все много раз обкатано и проверено. Играл этот номер во Франции, где в зале не было ни одного татарина, и все прошло «на ура». Я был уверен, что номер будет принят.

– С ведущим и членами жюри общаться удалось?

– С Гариком пообщались и сфотографировались за сценой – очень интересный, талантливый человек. Фантазер. У него в сценарии только имена участников, а все остальное он придумывает прямо во время исполнения номера.

– Если будет очередной проект, участвовать будете?

– Нет, потому что я уже все повидал, все узнал, как все это происходит. Да и номера пришлось бы новые придумывать – это очень сложно.

– На проекте все было по-честному? Вот за кого проголосовали бы в финале вы?

– Все абсолютно логично и справедливо. Дмитрий Булкин действительно выдающийся профессионал и мастер своего дела. Когда он выступал, зал просто «взорвался», да и жюри «браво», кроме него, никому не кричало.

– Что сказал по поводу вашего участия в конкурсе Ильхам Шакиров?

– Порадовался, что мне удалось в нем так далеко пробиться. Кругом же одни певцы, даже взять наш «Татар жыры» и другие конкурсы. А инструментальной татарской музыки почти не осталось. Все играют на «татарском народном инструменте УМАНА (YAMAHA). (Смеется.) Может быть, использование синтезатора – это и проще, и современнее, но такой души, которую дает гармошка, он, конечно, не дает.

– Чем будете заниматься после всех перипетий, связанных с проектом?

– Сейчас выпускаю новый альбом татарских плясовых мелодий, которые сыграю на итальянском электробаяне. Этот альбом будет 17-ым по счету. В планах также запись проекта «Гармонь на Сабантуе».

– Гармошка – это самый татарский инструмент?

– Тальянка – да. Наши деды и прадеды издавна играли на ней на всех праздниках. Тальянки бывают разных конструкций, но всегда отличаются своеобразием «голоса» и тем, что мастера старались подобрать средний тембр звучания, чтобы петь под нее удобно было бы всем. Ну, конечно, курай и кубыз тоже забывать нельзя.

– Самое сложное музыкальное произведение, которое вы играли на гармошке?

– Совсем недавно проходили съемки программы «Играй, гармонь», которую должны показать перед Новым годом, там я как человек, входящий в десятку лучших гармонистов России, сыграл Баха на «хромке». Дело в том, что у этого инструмента ограниченные возможности, и сыграть полифонию на нем очень сложно. У меня получилось.

– До Нового года осталось чуть больше недели, что вы можете пожелать в наступающем году своим поклонникам и всем казанцам?

– Всем желаю терпения, здоровья, чтобы процветал наш город, чтобы побольше в нем было зелени и хороших дорог. Всем – счастья!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем