Авто Автошкола в Интернете: быть или не быть?

Автошкола в Интернете: быть или не быть?

Всероссийское общество автомобилистов (ВОА) разработало собственный проект по подготовке водителей «Всероссийская автошкола». Он позволяет обучаться дистанционно – через Интернет. Разумеется, это касается только теоретической части. Лекции в интерактивном

Всероссийское общество автомобилистов (ВОА) разработало собственный проект по подготовке водителей «Всероссийская автошкола». Он позволяет обучаться дистанционно – через Интернет. Разумеется, это касается только теоретической части. Лекции в интерактивном режиме читаются централизованно: в назначенное время слушатель подключается к классу, где преподаватель ведет традиционное занятие с другими учениками. Вы, как и присутствующие там в реальном времени, можете задавать вопросы и получать ответы. Практика отрабатывается в школе ВОА по месту жительства, здесь же вы получаете свидетельство по окончании курсов. Такая система распространена на Западе, сейчас внедряется и в российских городах. Однако при всем ее удобстве даже у руководства Федерации автошкол Татарстана она вызывает сомнения по части эффективности.

«Мы работаем с этой методикой уже давно, – говорит заместитель председателя ТРО ОО ВОА Сергей Комиссаров. – Несколько групп по разным дисциплинам уже обучили. Так что опыт есть, методика отработана».

Принцип такой: если вы выбираете форму обучения через Интернет, то заключаете договор с местной автошколой ВОА и оплачиваете теоретический курс со скидкой в 1,5 тысячи рублей. Вам выдаются методические материалы, логин и пароль для подключения к онлайн-занятиям. Потом в назначенное время по расписанию подключаетесь к аудитории и участвуете в процессе. На первый взгляд, схема удобна, проста, экономически выгодна – главное, иметь Интернет и микрофон. Но не все так просто.

«На мой взгляд, существующая очная система обучения самая эффективная. Ученик присутствует на занятии, задает вопросы, контактирует с другими слушателями. Материал усваивается лучше, – говорит представитель одного из областных ВОА Николай Живец. – Дистанционное обучение с точки зрения потребителя удобно, к тому же оно дешевле раза в два: если за теорию в очном режиме сейчас платят от 4 до 7 тысяч, то занятия через Интернет обойдутся в тысячи три. Но насколько качественны такие услуги, и насколько ответственно сам ученик подойдет к процессу? Разработана стандартная программа, которая, по сути, ничем не отличается от самоподготовки. А ее, как вы знаете, собираются запретить за неэффективностью».

«Дело в том, что дистанционно можно обучить только некоторым предметам, да и то не на 100 процентов, – отмечает исполнительный директор Федерации автошкол Татарстана Людмила Стукова. – по правилам обучения в автошколе четко должно фиксироваться количество посещенных часов, что при интернет-обучении невозможно. Кроме того, ряд материалов вообще не может быть преподан дистанционно – общение учителя и ученика – обязательное условие для правильного понимания предмета. В Интернете этого тоже добиться невозможно».

Вообще сама схема дистанционных услуг такова: лекции централизованно читают преподаватели из Татарстана, а свидетельства выдают местные региональные школы, где ученики отрабатывают практику. То есть, например, челябинская или тюменская автошкола заключает договор с казанским центром и получает теорию online, а с инструктором ученик занимается по месту жительства. Документы получает там же. Но таким образом автошкола той же Тюмени берет на себя всю ответственность, в том числе и за выполнение лицензионных требований – а на каком основании? Ведь их преподаватели не контролировали весь процесс обучения, хотя по статистике ГИБДД, которая ведется в отношении всех автошкол, будут судить как раз по учреждению, выдавшему документ».

Еще один подводный камень – компьютерная грамотность учащихся, от которой напрямую зависит эффективность обучения. «У меня было три случая, когда девочки на дистанционных занятиях от напряжения падали в обморок, – признается член-корреспондент Академии социально-педагогических наук Диляра Шакирова. – Невысокий уровень владения компьютером, страх перед экзаменом и визуальное напряжение повлияли на самочувствие».

Пока Минобраз рассматривает интернет-обучение как дополнительный способ самоподготовки, но не основной. А главный аргумент за отмену самоподготовки – это большое количество ДТП, которые происходят по вине таких выпускников. По официальной статистике ГИБДД, они провоцируют аварии на порядок чаще очников. В среднем это соотношение три к одному.

В Интернете можно не только учить правила дорожного движения, но и выбрать себе машину. Например, с помощью сервиса автообъявлений 116auto.ru/car/.
Продать колесного друга можно там же – легко и быстро.

Законопроект по безопасности дорожного движения, который сейчас находится на рассмотрении Госдумы, предполагает полный запрет самоподготовки. Если сейчас допускается самостоятельное изучение теоретической части, то с его принятием полный курс нужно будет проходить под «надзором» преподавателей. Но полный запрет самоподготовки не принимают жители Сибири, Дальнего Востока – регионов с небольшой плотностью населения и большими расстояниями между населенными пунктами. «Посещать занятия за 300 км – это, сами понимаете, неудобно и накладно, – поясняет представитель Министерства образования Олег Поленин. – По таким объективным обстоятельствам регионально допустить самостоятельное освоение ПДД или через Интернет можно. Но ведь вождение все равно придется отрабатывать на основе автошколы. Тут ничего не поделаешь».

Итак, проект дистанционного освоения теории при всех положительных нюансах в регионах пока вызывает скепсис и по качеству приравнивается к самоподготовке. Особенно сомнителен момент с контролем учеников: если слушатель покупает онлайн-доступ для того, чтобы просто не ходить на занятия, а сразу сесть на автомобиль. Это фактически означает, что автошколы завуалированно «продают» (пусть частично) свидетельства. Конечно, без знания теории ученик вряд ли пройдет даже внутренний экзамен в автошколе, поэтому учить ее все равно придется. Другой вопрос, насколько оправдан этот подход и насколько безопасно выпускать такого водителя на дороги.

«Если рассматривать обучение через Интернет, то его можно использовать как дополнение к основному курсу, по крайней мере пока не будут исключены все недочеты и все недостатки такого обучения, – заключает Людмила Стукова. – И пока эта система не будет обкатана. Кстати, проект ВОА предусматривает такую возможность: если вы обучаетесь в любой автошколе очно, но хотите лучше усвоить и закрепить материал, можно получить доступ к лекциям за 2000 тысячи рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем