Авто Призрачная прозрачность

Призрачная прозрачность

Рассекретить сферу коммуналки для жильцов призвано новое постановление правительства России. Документ предусматривает открытый доступ к наиболее важным, с точки зрения потребителя, сведениям о качестве поставляемых услуг, их стоимости и соответствии установленным требованиям. Но станет ли коммуналка прозрачнее на практике? Татарстанские юристы и эксперты в сфере ЖКХ уже выражают определенные сомнения.

Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» опубликовала вчера «Российская Газета». В документе, в частности, утверждены стандарты раскрытия информации в сферах: теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Предприятия коммуналки и естественные монополии теперь обязаны, например, предоставлять людям данные о тарифах, надбавках, выручке и себестоимости поставляемых населению услуг. В документе сказано, что жилищные организации и компании-монополисты «обязаны обеспечить доступ к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации». Необходимые данные компании могут размещать на своем сайте или в СМИ. Кроме того, эти структуры должны представлять такие сведения в ответ на запросы граждан.

«А в чем принципиальное новшество документа? – удивилась начальник организационно-договорного отдела ООО «УК «Азино-1» Лейсан Муртазина. – Складывается впечатление, что речь идёт о нормах, закрепленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Мы, например, как и другие управляющие компании, подотчетны общему собранию собственников домов и каждый год представляем им сведения о начислениях, сборах и расходовании средств. Также жилец может запросить эти сведения самостоятельно – и получить в течение месяца ответ».

Правда, г-жа Муртазина пообещала ознакомиться с новым постановлением более пристально, не исключив, что какие-то важные новшества в нем все-таки содержатся.

Одним из таковых, к слову, можно признать установленный постановлением срок предоставления информации в ответ на обращение жильца. «Регулируемая организация не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса направляет раскрываемую в соответствии с настоящим документом информацию в адрес потребителя согласно избранному потребителем способу получения информации», – говорится в тексте нормативного акта.

Любопытно, что в конце прошлого года распоряжением главы исполкома Казани был утвержден типовой порядок рассмотрения обращений граждан жилищными организациями. Так вот, согласно ему обычный срок рассмотрения письменных обращений должен составлять 30 дней. В случае, если для ответа требуется провести выездную проверку или запросить дополнительные материалы, срок может быть продлён еще максимум на 30 дней.

К тому же новые правила носили порядок рекомендаций, тогда как постановление правительства обязательно для всех без исключения игроков на рынке.

«Обязанность поставщиков коммунальных услуг предоставлять информацию гражданам в течение 20 календарных дней – это, безусловно, положительный момент. Вообще направленность документа носит позитивный характер. Возможно, постановление позволит наконец-то пролить свет на реальную рыночную стоимость поставляемых ресурсов», – предполагает генеральный директор юридического центра «Перспектива» Александр Милюхин.

Тех, кто утаивает информацию от граждан, можно привлечь к административной ответственности. В первый раз за нарушение требований, установленных постановлением правительства РФ, должностному лицу грозит штраф до 20 тысяч рублей, юридическому лицу – до 500 тыс. Во второй раз – дисквалификация. На срок до трех лет.

«Суровые санкции, предусмотренные Кодексом об административных нарушениях, являются, на мой взгляд, достаточно сильным аргументом в процессе убеждения организаций быть честными с потребителями и государством», – считает г-н Милюхин.

Впрочем, Александр серьезно усомнился в том, что на практике дело может дойти до дисквалификации какой-нибудь из компаний-монополистов. Дело тут не только в поддержке «сверху», но и в самом законе: «крайними» за нарушения можно «назначать» должностных, а не юридических лиц – чем наверняка воспользуются на практике.

Ну и самое главное. Александр Милюхин полагает, что рядовым потребителям услуг постановление правительства России никакой практической пользы не принесет: «Вряд ли данный документ поможет жильцу разобраться с платежами, которые непосредственно с него взимают коммунальщики. Ведь являясь собственником отдельной квартиры в большом доме, потребитель, как правило, не имеет реального доступа к достоверной информации о размере расходов на обслуживание дома, в котором он проживает, – равно как и к информации об обоснованности таких расходов».

Иными словами, компании, обслуживающие десятки и даже сотни домов, будут, как и сейчас, оперировать в отношениях с жильцами общими цифрами, из которых еще попробуй вычлени сумму, потраченную на каждый конкретно взятый дом и тем более квартиру! А бухгалтерскую документацию простому смертному, разумеется, никто не предоставит.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем