Авто Универсальный солдат

Универсальный солдат

ЗИС-5, «трехтонка», этот автомобиль вместе с горьковской полуторкой ГАЗ-АА (ММ, ААА) был самым массовым народным грузовиком, трудягой военных дорог. Он отличался солдатской простотой...

" src=

ЗИС-5, «трехтонка», этот автомобиль вместе с горьковской полуторкой ГАЗ-АА (ММ, ААА) был самым массовым народным грузовиком, трудягой военных дорог. Он отличался солдатской простотой и неприхотливостью: легко заводился в мороз, без капризов работал на самом низкосортном топливе, был несложен в обслуживании и ремонте. Две модификации более позднего УРАЛ-ЗИС можно увидеть в казанском Парке Победы. Единственно – внутрь машин заглянуть не удастся – во избежание полного разграбления вандалами кабина забрана листовым железом...

«Военная техника парка находится на балансе Горводзеленхоза, – говорит начальник участка Гульчачак Киямова. – Каждый год мы стараемся как-то обновить машины, покрасить. На ремонт денег нет, вот видите – от вандалов закрыли железом. Дети и хулиганы отломали все, что могли, разбили стекла. И если танки еще выдерживают натиск этого бескультурья, то грузовики – нет. Видно, не были рассчитаны они на то, что по ним будут бегать и прыгать сотни людей. Да и ладно дети несмышленые, но ведь и взрослые лезут фотографироваться на боевую технику. А выставить круглосуточный пост мы не можем пока. Вот пройдут праздники, будем решать этот вопрос».

ЗИС-5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу же пошло гладко, без сбоев. Новый автомобиль удалось запустить в серию в кратчайшие сроки. Воплотил эту идею в металл главный конструктор завода имени Сталина (ЗИС) Е.И. Важинский.

«В нашей казанской школе №99 в середине 60-х годов был такой автомобиль, на капоте цвета хаки которого, красовалась эмблема УРАЛ-ЗИС, – вспоминает председатель правления организации «Казанский фотоклуб» Георгий Козлов. – Этот автомобиль каждый день возил продукты в школьную столовую, обслуживал летний лагерь, что в 50 км от города».

" src=

В принципе, машина представляла собой дальнейшее развитие автомобилей АМО-2 и АМО-3, в основу конструкции которых был положен американский грузовик Autocar-5А. По сравнению с предшественниками, объем шестицилиндрового двигателя у ЗИС-5 был увеличен с 4882 до 5555 куб. см, степень сжатия была повышена с 4,55 до 4,7. В результате мощность возросла с 66 до 73 л.с. Были изменены передаточные числа в коробке передач. Вместо двух карданных валов (один из них – промежуточный с мягким карданом) ввели один вал с жестким карданом. У АМО-3 привод тормозов задних колес был механический, передних – гидравлический. ЗИС-5 получил механический привод на все колеса. Подвеска осталась прежней – зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах.

Также на базе ЗИС-5 были созданы трехосный (6х4) грузовик ЗИС-6 , полугусеничные ЗИС-22, ЗИС-42 и другие машины. По данным на 20 июня 1941 года, в Красной Армии находилось 104 тысячи 200 автомобилей ЗИС-5. В октябре 1941 года московский ЗИС был частично эвакуирован. Кузнечно-прессовое оборудование перевезли в Челябинск, где со временем вырос большой специализированный завод. Карбюраторный и деревоотделочный цеха, а также некоторые другие службы переехали в Шадринск, образовав автоарматурный завод. Оба эти предприятия работали на автостроение. Но выпуск собственно грузовиков был налажен в Ульяновске, куда тоже была перевезена часть московского оборудования. Несмотря на огромные трудности, уже 30 апреля 1942 года здесь была собрана первая трехтонка. При этом частично использовались детали, привезенные из Москвы. В мае заработал главный конвейер, рассчитанный на выпуск 60 машин в сутки.

ЗИС-5В «военный» – модификация того времени, когда все материалы дефицитны, а жизнь автомобиля коротка, имела до предела упрощенную конструкцию: сварные Г-образные гнутые крылья, кузов, у которого был откидным только задний борт. Отсутствовали передний бампер, тормоза передних колес, на части машин – и правая фара. Обод рулевого колеса изготовлялся из дерева. Форма деревянного каркаса кабины была упрощена. Вместо металлической облицовки применена дощатая. Доски обшивки крепились к каркасу гвоздями, обшивка дверей выполнялась из узких досок (так называемой «вагонки»). Взамен фанерной обшивки крыши использовались рейки, поверх которых натягивался дерматин. Ввиду катастрофической нехватки бензина на некоторые машины ставились газогенераторные установки, в результате грузовик работал на дровах!

Но все эти упрощения в случае ЗИС-5В не означали ухудшения параметров самого автомобиля. Он сохранил все те качества, за которые его любили шоферы. Отремонтировать трехтонку можно было с минимальным количеством инструмента. Особой похвалы заслуживал двигатель – он хорошо пускался в холодную погоду и работал на любом бензине. Уже после окончания войны среди трофейных гитлеровских документов были найдены акты испытаний попавших в их руки машин ГАЗ и ЗИС. Немецкие специалисты, которых никак нельзя заподозрить в симпатиях к советской технике, давали высокую оценку простоте конструкции, ремонтопригодности и отличной для автомобиля колесной формулы 4х2 проходимости.

" src=

ЗИС-5В, завершив свой боевой путь, долгое время оставался на конвейере – Миасский автозавод выпускал его до 1958 года. Правда уральские автостроители постоянно совершенствовали грузовик. Были усилены шкворневой узел переднего моста и полуоси заднего, в цилиндрах двигателя установлены короткие гильзы, изменены конструкции регулятора распределителя зажигания, привода водяного насоса, оси промежуточной системы распределения. В двигателе применены тонкостенные вкладыши опор коленчатого вала, чуть позже механический привод тормозов заменили гидравлическим.

В послевоенные годы демобилизованная «трехтонка» освоила множество гражданских специальностей. Это были пожарные автомобили, самосвалы, автокраны, мусоровозы, битумовозы и множество других специальных машин. В эксплуатации они находились до середины семидесятых годов. Их последнее пристанище – парки Победы и музеи Великой Отечественной войны.

Добавим, что во время войны также популярными были и внедорожники.

ГАЗ-67

Годы выпуска: 1941-1953
Всего выпущено: ~ 93 тыс. шт., из них ~ 5 тыс. шт. – в военные годы (1942-1945)
Размеры (Д-Ш-В): 3 тыс. 350 мм – 1 тыс. 685 мм – 1 тыс. 700 мм.
Двигатель: 54 л.с.
Масса: 1 тыс. 320 кг
Максимальная скорость по шоссе: 90 км/ч
Расход топлива: 15 л / 100 км

Предшественником ГАЗ-67 был ГАЗ-64. «Шестьдесят седьмой» отличался от «шестьдесят четвертого» тем, что у него появились задние узенькие крылья, а передние стали шире. Через какое-то время ГАЗ-67 подвергся еще одной модернизации и получил штампованную решетку радиатора вместо паянной из трубок. Еще ГАЗ-67 отличался от ГАЗ-64 более широкой колеей. ГАЗ-67 солдаты очень часто называли «Иван-Виллис» из-за большого внешнего сходства с американскими Willys.

За все время Великой Отечественной Войны было выпущено около 5 тыс. шт. ГАЗ-67, и поэтому более распространенными в то время были внедорожники, которые поставлялись из Америки – их было намного больше.

Willys

Годы выпуска: 1942-1945
В СССР было ввезено: ~ 50 тыс. машин
Размеры (Д-Ш-В): 3 тыс. 335 мм – 1 тыс. 585мм – 1 тыс. 830 мм
Двигатель: 54 л.с.
Масса: 1 тыс. 20 кг
Максимальная скорость по шоссе: 104 км/ч
Расход топлива: 14 л / 100 км

В 1940 году за очень короткое время тремя фирмами (Willys, Ford, Bantam) практически одновременно был создан легкий вездеход. Производство этой модели началось в 1941 году, но уже в июле было решено модифицировать ее. За основу был взят Willys MA, который также был модифицирован, исходя из полученного опыта в ходе эксплуатации. Окончательная модель получила индекс MB. В это время «Форд» начал выпускать практически идентичную модель – она носила имя Ford GPW. Автомобиль проектировался с учетом того, чтобы была возможность использовать готовые агрегаты, которые уже находились в производстве.

Рамазан ИСЛАМОВ, Денис МАКСИМЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем