Год назад в Татарстане открыли федеральную платную трассу М-12 «Восток». По ней можно добраться от Москвы до Казани, а в будущем — до Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска.
Редакция 116.RU вспоминает, как проходило торжественное открытие, почему некоторых не устроила цена и что стало с дорогой за год.
Трасса М-12: от проекта до открытия
Федеральную дорогу начали строить в 2021 году. Владимир Путин называл проект «крупнейшим в своей сфере». Предполагалось, что трасса будет построена с выходом на Казахстан в рамках коридора Европа — Западный Китай.
По планам, в восточном направлении дорога должна была простираться до Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска (к этому мы вернемся чуть позже). Помимо этого, магистраль проходит через республики Башкортостан и Чувашию, а также Владимирскую и Нижегородскую области. Общее время в пути от столицы до Казани должно было занимать 6,5 часа вместо обычных 12.
Участок трассы должны были сдать к 2024 году. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин ставил перед Татарстаном задачу: ускорить темпы выполняемых работ. Он лично контролировал ход строительства в 2022 году и проводил совещание с главой республики Рустамом Миннихановым.
— Проект сложнейший, объекты такого уровня строятся по много лет, мы же планируем фактически за 3 года ввести ее. Но работы еще очень много, сегодня обсудим все проблемные моменты, — говорил Хуснуллин.
В 2022 году Путин открыл первый участок дороги — от ЦКАД до Орехово-Зуево. Протяженность участка составила 23 километра.
— Подобные скоростные и хорошо оборудованные автотрассы имеют огромное стратегическое значение для страны. Они содействуют привлечению инвестиций и наращиванию экспорта, положительно отражаются на экономике и качестве жизни людей, — говорил Путин.
В декабре 2022 года магистраль получила свое название — «Восток». А на торжественное открытие дороги пригласили Путина. Хуснуллин отмечал, что приглашение президента позволит строителям «не отступать» от поставленных сроков. Президент согласился с этой идеей и заверил: он обязательно будет на открытии.
Летом 2023 года на заседании госкомпании Автодор заявили: трасса готова уже более, чем на 70%. Рабочие занимались оставшейся частью дороги и строительством многофункциональных зон (МФЗ). По планам на участке должны работать 32 МФЗ. На момент выхода этого материала работают только 24.
— В 2024 году на М-12 можно будет заправиться, заехав на одну из 32 МФЗ. Такое стало возможным именно благодаря тому, что был учтен опыт строительства М-11 и ЦКАД, — делился планами председатель правления ГК Автодор Вячеслав Петушенко.
В начале осени строителям оставалось положить только асфальт. В ноябре 2023 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин открыл 7-й участок трассы, соединяющий Казань и Чебоксары. Его протяженность — 153 километра. Петушенко отмечал, что этот участок не будет востребован, пока не откроется вся трасса.
Долгожданную трасу Москва — Казань торжественно открыли 21 декабря 2023 года. На церемонии были глава Татарстана Рустам Минниханов, председатель правления ГК Автодор Вячеслав Петушенко, губернатор Владимирской области Александр Авдеев и глава Чувашии Олег Николаев.
— Вчера лично сам за рулем проехал до Москвы. Слова благодарности — такой дороги я не видел, это другая сторона, другое понимание. Все четыре службы сервиса посетил, и покушать, и заправиться, и всё. Всё продумано! — говорил Минниханов.
Хуснуллин на мероприятие не прилетел. Не присутствовал лично и Путин: президент подключался по видеосвязи. В своей речи Путин говорил, что надеется когда-нибудь проехать по М-12.
— Хочу пожелать всем водителям, всем автолюбителям, всем, кто будет пользоваться этой трассой, получить удовольствие от использования этого маршрута, — говорил Путин.
Но не переживайте: Путин-таки добрался до трассы. Правда, позже запланированного, в феврале 2024 года. Глава России прилетал в Казань на «Игры будущего», а заодно и лично опробовал скоростную дорогу. Для своего мини-путешествия президент выбрал КАМАЗ, который, к слову, собирают в Набережных Челнах. Вместе с Хуснуллиным он доехал до одной из многофункциональных зон.
— Мечта сбылась! Всю жизнь мечтал, когда в 90-е годы ездил на КАМАЗе по всей стране, ездить на хорошей дороге на хорошей машине. О том, что с президентом — даже не мечтал! Это событие на всю жизнь, — говорил Хуснуллин.
Ну как там с деньгами?
В октябре 2020 года стоимость трассы Москва — Казань оценивалась в 163 млрд рублей. При этом 60% этой суммы, по планам, выделяли из федерального бюджета. Позже сумма изменилась и стала уже 168 млрд 258 млн рублей.
Вскоре весь проект оценивался в 623 млрд рублей. Однако никто не отрицал, что сумма может увеличиться с течением времени. Хуснуллин рассказывал: на цену повлияли рост стоимости материалов и ресурсов. Металл, по оценкам Хуснуллина на 2021 год, подорожал на 30 млрд рублей, а расходы на зарплаты — на 46 млрд рублей.
— Я думаю, что цена будет порядка плюс 200 млрд руб. Там же несколько фактов имеют значение, — отмечал Хуснуллин.
В 2022 году глава Минэкономразвития России Максим Решетников просил президента выделить финансовые средства на трассу из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Он говорил, что изначально на участки проекта Москва — Казань и Казань — Екатеринбург предполагались рыночные деньги.
— Сейчас мы заменили их деньгами ФНБ. Вы это, Владимир Владимирович, поддержали. Несмотря на, может быть, сложную нашу дискуссию по бюджету, мы бы просили это решение оставить и деньги ФНБ на эти два объекта [выделить], — говорил Решетников.
В том же году Правительство РФ выделяет деньги из названного выше фонда: 150 млрд рублей на участок Москва — Казань и 250 млрд на Казань — Екатеринбург. Хуснуллин тогда поделился, что появилась перспектива достроить дорогу от Москвы к Казани к 2023 году. А уже через год — сдать в эксплуатацию трассу до Екатеринбурга.
— Деньги есть, техника — всё есть. Сегодня строители сказали мне, что все вопросы решены, нужно только работать, — говорил Хуснуллин.
Летом 2024 года председатель правления Автодора Вячеслав Петушенко на форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве» сделал заявление: цена выросла на 30%.
— Если посмотреть, трасса проходит по не очень развитым с точки зрения промышленности строительных материалов территориям. Мы ее чуть «ниже» делали, для того, чтобы территории развивать — поближе к Рязани, к Ульяновску. Поэтому, конечно, затраты возросли на транспортировку грузов, на разработку новых карьеров, на подвоз всех этих строительных материалов. Поэтому 630 млрд рублей она стоила изначально, — объяснял Петушенко.
После проверки Счетной палаты оказалось, что стоимость «Востока» — 911 млрд рублей. Из этих средств 675 млрд выделены из бюджета, 50 млрд из фонда и 93 млрд — облигации.
По подсчетам Хуснуллина, трасса должна окупиться за 20 лет.
— Если посчитать эффект всей трассы М-12, то кумулятивный эффект за 20 лет будет 1,8 трлн. Она в разы окупит свои вложения, — говорил Хуснуллин.
В декабре этого года в Автодоре корреспонденту 116.RU рассказали: с запуска движения трассы М-12 число проездов составило более 26 млн раз, а количество поездок в сутки в пиковые месяцы — 15 000.
Как менялись тарифы на проезд
В 2022 году в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстана рассказали, что плата за проезд будет взиматься с помощью сканирования номеров. После этого водителям будет приходить платежка.
— На этой дороге не будут установлены, как мы привыкли, барьерные ограничения, когда подъезжаешь к шлагбауму, оплачиваешь проезд и едешь дальше, — говорил глава министерства Фарит Ханифов.
Но стоимость проезда Ханифов назвать не смог. Лишь сказал, что для местных могут сделать бесплатный проезд, но и это было не точно. При этом чиновник рассказывал, что на тот момент сумма высчитывалась следующим образом: стоимость одного километра была 2 рубля.
Нашим коллегам из MSK1.RU замглавы правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Автодора Константин Макиев в это же время смог сказать примерную стоимость проезда по всей дороге.
— Без скидки по транспондеру стоимость проезда будет составлять на уровне около 3 тысяч рублей, — рассказывал Макиев.
Макиев добавлял, что для «постоянников» будет действовать скидка, а цена вблизи Москвы будет выше.
Осенью 2022 году Ханифов признавал: стоимость действительно изменится. Он просил «не опережать события и не гадать на кофейной гуще».
— Я бы хотел сказать откровенно. Нам не нужно опережать события, гадать на кофейной гуще. Мы как-то стартовали с цифрой 2 рубля за километр. Сейчас цифры наверняка будут другие, — отмечал Ханифов.
Следующее обсуждение стоимости проезда вызвало резонанс прямо перед открытием самой трассы. Во время пресс-конференции Владимира Путина житель Москвы Сергей Гвоздев-Карелин попросил президента пересмотреть стоимость проезда по М-12. По его подсчетам, проезд от Москвы до Казани обходился водителям в 6000 рублей. Москвич говорил, что для большинства автомобилистов такая сумма — это дорого.
— Честно говоря, не знаю, откуда такая цифра в шесть тысяч. Может быть, не на каждом участке будет одинаковая стоимость, потому что я знаю, что цифра должна быть 4000–4500 рублей. Мне кажется, что просто такая прямая арифметика здесь не очень, может быть, работает, — предположил Путин, но пообещал разобраться и проверить информацию.
В тот же день все узнали стоимость проезда (но и она не была конечной). В Автодоре заявляли ТАССу, что цены отличаются от тех, которые называл житель Москвы. По словам представителей госкомпании, водителям легковушек необходимо будет платить за проезд от Москвы до Казани не более 4500 рублей.
— Стоимость проезда от Москвы до Казани для владельцев легковых транспортных средств составит 4481 рубль. До другого берега Волги проезд будет стоить еще 319 рублей. Проезд от Нижнего Новгорода до Казани на легковом автомобиле обойдется в 1660 рублей, на грузовом — в 3912, — говорили в Автодоре.
После открытия и утверждения тарифов на проезд в Сети разразился очередной скандал. Пока кто-то называл цены полностью обоснованными, другие же считали их завышенными. Также читатели нашего сайта не понимали, как водителям сократить путь в дороге практически в два раза. Они называли это «чем-то нереальным».
В апреле этого года Автодор повышал тарифы на своих скоростных трассах. Где-то из-за инфляции цены выросли, а на каких-то дорогах наоборот — упали. На участках М-12 цена поднялась на 1–5%. Больше всего тариф вырос по проезду Москва — Электроугли — 139 рублей (7%). В госкомпании пытались привлечь водителей, а потому решили снизить стоимость на участке от Арзамаса до Иннополиса.
— В дополнение к программе лояльности, позволяющей пользователям экономить до 15% от стоимости проезда, Автодор в течение 2024 года проводит акцию: за поездку по М-12 начисляются двойные баллы, которые можно обменять на скидку на проезд по всем дорогам ГК, — говорили в госкомпании.
При этом в компании жаловались на «зайцев». Большинство водителей не оплачивали проезд на татарстанском участке. Петушенко говорил, что республике не хватает «культуры оплаты».
— На участке трассы М-12 Дюртюли — Ачит для контроля будут две рамки «Свободного потока» и один пункт взимания платы. Опыт показал, что в восточных регионах России пока еще не хватает культуры оплаты через «Свободный поток». Мы это видели, когда запускали участки М-12 в Чувашии, Татарстане — там неплательщиков больше, чем в других местах, — говорил Петушенко.
В беседе с корреспондентом 116.RU депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов говорил, что тарифы его устраивают. Однако он бы предпочел, чтобы проезд был бесплатным для некоторых водителей: например, для скорой, гуманитарных грузов и силовых структур.
— Платные дороги — это тренд во всём мире. А М-12 — это потрясающее качество дороги. Во-первых, это совершенно иной уровень безопасности. Помните М-7 10 лет назад? Какое количество аварий там было? Во-вторых, повышается уровень мобильности населения, который раньше был очень низким. И в-третьих, повышается скорость доставки грузов. Со всех сторон эта дорога — огромный прорыв. Я абсолютно уверен в том, что эта дорога будет популярна не только среди бизнеса, но и среди обычных водителей. Эта дорога для всех. Это огромнейший шаг вперед в нашей стране, — говорил Фаррахов.
А депутат Казгордумы Алексей Серов утверждал, что всё зависит от транспортного потока: если он такой же, какой ожидали в Автодоре, то цена обоснована. А если ниже, следовательно, цена завышена. При этом Серов отмечал, что дорога, по его мнению, будет интересна большегрузам и владельцам парка автомобилей. А среди простых автовладельцев трасса вряд ли вызовет ажиотаж.
— Платные трассы имеют место быть, но всё-таки строить платную дорогу за казенный счет несколько странно. Мы не развили дорожную отрасль, в особенности в регионах, до такой степени, чтобы бюджетные деньги можно было перекладывать на коммерческую составляющую. Это не супермаркет у дома, чтобы быстро окупаться. Тем более собирая с людей еще раз деньги, которые они уже заплатили прямым или косвенным образом, — рассуждал Серов.
Автоэксперт Петр Шкуматов же посчитал цену за проезд полностью оправданной. Он объяснял, что она кажется завышенной лишь поначалу. И сравнил поездку по трассе с авиаперелетами и такси.
— Прямое сравнение с авиаперелетами не в пользу платной дороги, но если считать тщательнее и посчитать другие расходы, то проезд по М-12 оборачивается экономией. Люди выбирают автомобиль не столько для того, чтобы добраться из точки А в точку Б, сколько для того, чтобы иметь определенную свободу. Ведь когда вы приедете в определенный город, вам не нужно будет платить за такси, у вас не будет проблем с тем, чтобы куда-то поехать. Банальный пример: стоимость такси в том же Петербурге от Кудрово до аэропорта Пулково может достигать до 3 тысяч рублей. Так что хоть вы и заплатите больше за проезд по платной дороге, но уже в том городе, куда вы приедете, вы заплатите меньше. Плюс багажа можно взять с собой больше, а не максимум 23 кг, как в самолет, — объяснял свою позицию Шкуматов.
А вот по подсчетам эксперта, дорога окупила бы себя, если бы трафик на ней составлял минимум 300 тысяч авто в день.
Есть и плюсы и минусы (а чего больше-то?)
Спустя две недели после открытия водители стали делиться своими впечатлениями о трассе. Они нахваливали платную магистраль за отсутствие льда и хорошее дорожное покрытие. Также они отмечали, что могут проехать всю дорогу на скорости 110–115 километров в час.
А вот минусами для автолюбителей стало отсутствие АЗС: они утверждали, что заправочные станции далеко друг от друга расположены. Из-за этого, по их словам, образовывались километровые очереди за топливом. А высокая скорость и вовсе кого-то не обрадовала. Водители утверждали, что из-за этого на магистрали большое количество аварий. Поэтому время в пути увеличивается и отличается от заявленного.
— 5 января ехал в Москву по М-12 примерно 600 км. Впечатлений положительных практически нет, заправиться на трассе невозможно: толпы народу, пришлось съезжать с трассы, в туалет сходить практически невозможно, связи нормальной нет, чищено плохо. Показуха со сдачей в полный рост. Денег стало жалко, второй раз не поеду, — писал читатель 116.RU
— По трассе М-12, участок Москва — Арзамас, ездила уже трижды. Первый раз был восторг: скорость, качество дорожного покрытия, время значительно сократилось. Но минусов очень много. Последний раз возвращались в Москву 4 января, дорога не чищена и не посыпана, вместо двух полос вообще одна, ну и смысл платить 2800? Теперь про заправки: их очень мало, на нашем отрезке 3 или 4, для такого потока — это ничто, теряется не менее 1,5 часа — это всех нервирует. Сотовая связь не ловит практически на всём протяжении, много участков неосвещенных. Если честно, считаю, что цена завышена очень, — рассказывал другой читатель 116.RU.
Массовые жалобы автолюбителей пришлись на новогодние праздники. Тогда на М-12 была пиковая загруженность. После этого в Автодоре ускорили строительство МФЗ. При этом в госкомпании называли поведение некоторых водителей «нерациональным». Они просили не оставлять машины на станциях, дабы не создавать пробок, а отгонять их на стоянки и только потом идти за дополнительными услугами в АЗС.
В январе на Татарстан обрушился снегогедон и движение на трассе М-12 несколько раз останавливали. В снежном плену оказались десятки авто. Вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин тогда раскритиковал Автодор за неубранную дорогу и заявил, что грузовики на обочинах мешают технике расчищать трассу от снега.
— Мы не живем уж в Африке, я извиняюсь. У нас зима бывает. Сложные снежные погодные условия, сложную снегоборьбу никто не отменял. Там же невозможно убирать. Каждый год зима, и каждый год как первый раз, — рассуждал он.
После этого Автодор решил установить на «Востоке» снегозащитные ограждения. По словам руководителя Казанского филиала Автодора Александра Умеренкова, вдоль щитов будет скапливаться снег. Из-за преграды он не сможет оказаться на дороге.
К погодным условиям зимы 2025 года в компании подготовились еще более тщательно. В Автодоре обновили спецтехнику. Этой зимой по дороге курсируют машины дорожного мастера, роторные очистители, фронтальные погрузчики, комбинированные дорожные машины и тракторы. Также на три технические базы, находящиеся на татарстанском участке, закупили 14 000 тонн реагентов. В госкомпании отметили, что их будут докупать по мере необходимости.
— Но мы ожидаем самого худшего. Ориентируемся на те же параметры, которые были в прошлом году. Трасса в республике проходит по участкам, где у нас поля и степи, то есть открытые участки. Здесь более высокий риск снежных заносов. При этом сильные ветра. В целом ситуация проанализирована и сделаны выводы, — говорил Умеренков.
Еще один скандал связан с участком «Востока» в Башкирии. Строители записали видеообращение, заявив, что им не выплачивают зарплаты уже два месяца. Дело пошло в вышестоящие инстанции, а после с работниками встречались и руководители проекта.
— Государство всё равно заставит работодателя заплатить вам данные деньги. Не скажу, когда это будет. Вас обнадежить — себя обмануть. Себя обманывать мы уже устали. Терпели долго — ситуация накалилась очень серьезно, — говорил руководитель проекта Евгений Слезин.
Дорожникам всё-таки выплатили обещанные деньги. Они записывали новое обращение, где благодарили надзорные органы и Автодор за то, что те сразу же оказали содействие.
Сейчас же рабочие активно занимаются строительством участка до Екатеринбурга. Трассу должны запустить в следующем году. По заявлением властей, в Екатеринбурге сейчас дефицит водителей, который напрямую связан с постройкой дороги.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!