Казанские перевозчики выпустили обращение к президенту и Госсовету России. Они опубликовали 4 идеи, которые, по их мнению, помогут транспортникам выжить и улучшить условия поездки для пассажиров. Рассказываем, что конкретно предлагает Ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана (ассоциация АТП).
На самом деле все эти пункты обсуждаются много лет. Но перевозчики решили напомнить о них, так как сегодня Владимир Путин проводит заседание президиума Госсовета РФ. Оно посвящено транспорту.
Во-первых, ассоциация просит принять на уровне страны программу по обновлению автобусов. Например, Казани стоило бы заменить 263 машины. Некоторые из них за 10 лет работы пришли в негодность. Каждый день 15–30 устаревших автобусов сходят с маршрутов. И если часть удается отремонтировать и вернуть на линию в тот же день, то другие могут ждать запчастей днями или неделями.
— Сегодня обновление — это большая головная боль. Стоимость одного автобуса выросла с 11 млн рублей до 16–17 млн. Плюс 40% от стоимости автобуса нужно выплатить перевозчику за взятый кредит на покупку общественного транспорта, — добавил статистики представитель ассоциации.
Во-вторых, нужна программа модернизации транспортной отрасли, считают автотранспортные предприятия. Проще говоря, они просят государство поддержать их рублем, поскольку сейчас всё делается за счет пассажиров. Сюда входит и повышение зарплат для сотрудников, которые начали сбегать в Москву, и дополнительные маршруты, о которых просят казанские поселки, и установка кондиционеров в салонах. «Перевозчики бы рады реализовать мечты казанцев», пишут транспортники, но остро стоит вопрос финансового обеспечения.
— Сегодня транспортная отрасль Татарстана находится в затяжном кризисе. <…> Во всем мире общественный транспорт дотационный. В этом вопросе нужна поддержка руководства страны и Государственного Совета РФ, — говорят в объединении АТП.
В качестве печального примера ассоциация приводит Бугульму, где автобусы распилили и сдали в металлолом из-за нерентабельности перевозок.
В-третьих, владельцы автобусных парков предлагают ввести в Казани брутто-контракт, то есть перевозчики будут получать оплату за километры, которые они проехали.
— В этой сумме заложены и текущие расходы, и расходы на модернизацию, введение новых услуг, повышения зарплаты сотрудникам, — добавили они.
По мнению АТП, идею поддерживают и пассажиры. Ассоциация также ссылается на гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, который тоже предлагал перейти на брутто-контракт.
Четвертое предложение объединения — увеличить компенсации за льготников. Сейчас в Казани за одну поездку человека из льготной категории республика возвращает 25 рублей, в других городах Татарстана — 20 рублей. Владельцы автобусов прикидывают свои потери, ведь льготники составляют 45% всех пассажиров.
— Считаем, что субсидия должна быть не 25 рублей, а 35, — говорят в ассоциации.
За последние пару лет проезд в казанских автобусах дорожал 2 раза — в мае прошлого года и в январе этого. Повысить тарифы попросили сами перевозчики, ссылаясь на то, что стоимость комплектующих для транспорта и стоимость топлива за последнее время сильно выросли. Власти предполагали, что если повышение и произойдет, то горожане наверняка «отнесутся с пониманием».
Однако, когда о росте тарифов объявили уже официально, ни о каком понимании не шло и речи. Жители Казани негодуют не только из-за новых тарифов, но еще и из-за того, что автобусный парк города давно пора обновить, а расписание составить более грамотно.
Но, несмотря на всю эту ситуацию, перевозчики тоже чувствуют себя обделенными. Ранее нам в Ассоциации автотранспортных предприятий сказали, что всё равно недовольны новыми ценами, поскольку их рост оказался слишком маленьким.