
По мнению историков, татарскому языку больше 8 веков
«И туган тел, и матур тел», — знакомые строчки для каждого жителя Татарстана. Это несколько словосочетаний из стихотворения татарского поэта Габдуллы Тукая «Туган тел», или по-русски «Родной язык».
26 апреля, в день рождения стихотворца, в республике отмечается и День родного языка. И пусть не для всех, но как минимум для половины населения региона родной язык — татарский.
К этой значимой дате редакция 116.RU рассказывает, как татарский язык признавали, бастовали против него и, наоборот, продвигали, как сейчас его изучают в школах и вузах и выросло ли количество желающих изучать свой родной язык.
Становление языка
Татарский язык — наследник древнетюркского языка, он берет свое начало еще в IX веке. Так называемый поволжский тюрки образовался в эпоху Золотой орды — в XIII–XV веках. Самым ранним литературным памятником татарского языка считается поэма поэта Кул Гали, который погиб во время монгольского завоевания Волжской Булгарии, «Кысса-и Йосыф».
Во времена Казанского и Астраханского ханств появился старотатарский язык, который многое позаимствовал у персидского и арабского. На нем разговаривали предки татар — тюркские народы Поволжья и Приуралья — вплоть до начала XX века. «Расцвет» языка пришелся на предыдущее столетие.
Правда, еще век назад он обладал богатым письменным опытом. После революции 1905 года татарам разрешили издавать газеты на своем языке, что не могло не поспособствовать развитию современного татарского. Надо сказать, что язык и после этого неоднократно преобразовывался.
В 1920-х татары стали переходить на латиницу, а в 1927 году отказались от арабицы. Спустя некоторое время народу республики вновь пришлось переучиваться: теперь перешли на кириллицу. В июне 1921 года ЦИК Совнаркома ТАССР принял декрет «О реализации татарского языка в пределах Татреспублики». С тех пор делопроизводство в госучреждениях, кооперативах и профсоюзах стали вести на двух языках.
А уже ближе к нашему времени, в 1992 году, был принят закон «О языках народов Республики Татарстан», тогда же татарский стал государственным языком наряду с русским. Сейчас же, согласно последней переписи населения, в России проживает 4,7 миллиона татар, почти 3,3 миллиона знают татарский язык.
«Русский вопрос»

Изначально за изучение татарского языка выступало большинство русскоязычного населения республики
Теперь, изучив вкратце историю становления татарского языка, хочется рассказать о том, какие проблемы порой возникали из-за двуязычия в республике. В 90-е, как писали в ряде источников, ощущалась определенная степень дискриминации русских. Отсюда и возникло понятие «русский вопрос». Особенно заметно он проявлялся в том, как изучались два государственных языка в школах республики.
Когда татарский признали государственным, в средних общеобразовательных учреждениях ввели обязательное его изучение. При этом вначале русское население действительно поддерживало это решение региональных властей. По данным опроса 1995 года, 65,3% русских считали, что татарский язык нужно преподавать в школах. В последующем это аукнется этнолингвистическим конфликтом в Татарстане.
Как писал в своем докладе религиовед и исламовед Раис Сулейманов, разногласия происходили не между русскими и татарами, а между русскоязычным населением и региональными властями, которые всячески лоббировали идею обязательного изучения татарского языка. Одним из сторонников подобного выступал и первый президент республики Минтимер Шаймиев, а также все его сподвижники.
Обязательный татарский на практике, делился Сулейманов, не привел к тому, что русскоязычные дети лучше разговаривали или понимали его. По мнению религиоведа, татарский язык изучался в ущерб русскому, что и послужило впоследствии поводом для недовольства местных жителей.
Первый противник обязательного татарского

Юрист полагал, что законы Татарстана не соответствуют федеральным законам
Показательный случай произошел в 2001 году, когда юрист Сергей Хапугин обратился в суд из-за того, что его сына принуждали изучать татарский язык. Он подал иск против Минобразования республики и высказал свои претензии относительно того, что вариативные часы, предписанные федеральным образовательным стандартом, в республике полностью были посвящены изучению татарского.
— Необходимо учитывать, что язык является важнейшим элементом национальной культуры, которая, в свою очередь, участвует в формировании той или иной идеологии, психологии, религиозных взглядов, образа мышления и уклада жизни. Недопустимо насильственное привитие культуры гражданам, для которых она не является родной, — говорилось в иске Хапугина.
В октябре 2004 года в Конституционном суде состоялось заседание по иску юриста относительно конституционности норм татарских законов — «О языках народов Республики Татарстан» и «Об образовании». Хапугин указывал, что «национальный компонент» не должен включать в себя в обязательном порядке изучение национального языка.
— Это не из-за каприза: шесть часов татарского языка в неделю в четвертом-пятом классах, из-за этого нельзя поставить в сетку даже один час английского языка, это предел возможностей ребенка. Если бы его заставляли заниматься по шесть часов балетом или физкультурой, были бы те же сложности, — говорил на заседании истец.
В тот день в Конституционном суде присутствовал и председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин, который в прямом смысле показал язык журналистам. Как писал RG.RU, на заседании он апеллировал тем, что в школах республики, особенно в сельской местности, все предметы изучаются на татарском языке. А в учреждениях национальных меньшинств обучают предметам на коренном языке.
Кроме того, депутат подчеркнул, что татарского населения в республике больше, чем русского: 53% против 47%. Именно поэтому и приняли программу обучения двум государственным языкам. Сторону Хапугина на заседании приняла представитель Госдумы Елена Мизулина, а в поддержку Мухаметшина выступил представитель президента Михаил Митюков.
— Не обижайте татарский народ! — в это сложно поверить, но так сказал Мухаметшин Мизулиной (старшей) после заседания.
А в беседе с представителями СМИ председатель татарстанского Госсовета отметил, что вопрос можно было решить в ходе референдума.
— Это вам не тот язык, который… — начал было говорить Фарид Хайруллович, но тут высунул язык и указал на него журналистам.
Надо сказать, что Хапугину так и не удалось выиграть суд. В ноябре того же года появилось постановление, согласно которому содержащиеся пункты в законах Татарстана соответствуют Конституции России.
«Изучение в Татарстане русского и татарского языков в равных объемах может иметь место при соблюдении установленных законодательством России федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе относящихся к обязательному изучению русского языка как государственного языка России, и при наличии соответствующих условий в полной мере гарантирующих право на образование, не допускающих умаление других 4 конституционных прав и свобод», — говорилось в постановлении.
«Кому-то показалось, что языки народов России недостаточно быстро исчезают»

Несколько жалоб на обязательный татарский от жителей республики в группе во «ВКонтакте» Рособрнадзора
К «русскому вопросу» жители республики будут возвращаться и дальше. В 2008 году, к примеру, было организовано сообщество «Русский язык в школах Татарстана», собравшее 15 тысяч участников, которые протестовали против обязательного изучения татарского языка в школах.
В противовес этому молодежь проводила акцию «Мин татарча сойлэшем!» («Я говорю по-татарски!»). На самом деле это мероприятие организовали еще в 2005 году по инициативе движения «Узебез». Проводили акцию традиционно в день рождения Тукая. И проводят ее и по сей день.
Тогда же проходили и Всемирные форумы татарской молодежи. Участвовать в них могли только те, кто знает татарский язык и активно участвует в общественной жизни татарской диаспоры. А в Казани и вовсе перевели на татарский детскую Библию. Идею изучать родной язык всячески продвигали, тогда как обязательное его изучение ставилось под вопрос.
Шаймиев всё в том же 2008-м встречался с тогда еще президентом России Дмитрием Медведевым и обсуждал «вопросы реформы образования, связанные с исключением из школьной программы национального компонента». Также была организована встреча с экс-министром образования Андреем Фурсенко. В частности, на форуме тогдашний руководитель татарстанского Минобраза Наиль Валеев предложил федеральному Минобразования дать возможность татарским ученикам сдавать ЕГЭ на родном языке.
Острые углы то сглаживались, то вновь стачивались. Уже к концу 2008 года Шаймиев резко высказался об отмене татарского языка в качестве обязательного предмета. Первый президент Татарстана заявил, что ни при каких условиях республика не будет переходить на новые стандарты обучения в школах.
— Вообще непонятно, как практически реализовывать навязываемые правила, тогда как в Татарстане русский и татарский языки являются равноценными, государственными языками. Как кто-то может сокращать обучение на татарском языке, нарушив этим самым паритет? Мы не можем, если бы даже захотели это сделать. Видимо, кому-то показалось, что языки народов РФ недостаточно быстро исчезают, и этот процесс решили ускорить. Родной язык не выбирают, у каждого он единственный, — подчеркивал Шаймиев.

Те самые плакаты, с которыми на пикеты выходили сторонники татарского языка
С этого заявления первого главы региона проходит буквально полгода, и федеральное Минобразования рекомендует ректорам вузом подготовить новые проекты уставов. В них должно было быть предусмотрено преподавание предметов исключительно на русском языке. Само собой, местному министерству такая идея не понравилась, и спустя какое-то время пункт о преподавании на русском исчез из проекта устава.
Несмотря на эту «мини-победу», сторонники татарского языка всячески пытались повлиять на то, чтобы федеральные власти отменили поправки, внесенные в январе 2009 года. Согласно закону, на всей территории России существовал единый образовательный стандарт, регионы не могли вмешиваться в составление учебно-образовательных планов для школ и вузов. В Татарстане по этому случаю даже создали комитет по защите прав татарского народа, куда вошли представители общественных организаций, политические деятели, работники сфер образования, науки и культуры.
По ту сторону баррикад оказались те, кто высказывался против обязательного татарского в школах республики. Постепенно недовольства вылились в уличные протесты. Так, в феврале 2011 года прямо напротив здания Минобразования Татарстана прошел одиночный пикет против подобного подхода к изучению родного языка в школах. Спустя два месяца прошел первый массовый митинг родителей учеников, которых принуждают учить татарский.
В июне того же года прошел пикет возле здания Госсовета республики. Родители русских школьников хотели привлечь внимание к проблемам изучения русского языка в Татарстане. Как тогда они утверждали, русский преподавался в регионе не как государственный язык. При этом Общество русской культуры Татарстана отмечало, что они выступали не против татарского языка, а за то, чтобы и татарский, и русский изучались на одинаковом уровне.
— Есть пример, когда на одном из митингов в защиту русского языка рядом прошел митинг националистов, развернувших плакаты: «Чемодан — вокзал — Россия», «Не нравится в Татарстане — езжайте в Дагестан» и так далее. Кроме того, подобные националистические мысли и идеи витают не только в среде определенных маргинальных групп, но у представителей власти, культурной общественности. И это прискорбно, — сетовал на всплеск татарского национализма пресс-секретарь Общества русской культуры Алексей Топоров.
«Младшего ребенка пыталась за руку затащить на урок татарского языка»

Можарова — не первая жительница республики, которой «прилетело» за позицию не изучать татарский язык в качестве обязательного предмета
Пикеты также проходили в сентябре 2011 года, в апреле 2012-го, в июне, ноябре и декабре 2013-го. Некоторым сторонникам отмены обязательного татарского языка в школах «прилетало» за их действия и слова. К примеру, мать двух детей из Нижнекамска Викторию Можарову привлекали к ответственности из-за того, что ее сыновья не посещали уроки татарского языка в течение нескольких лет.
Редакции 116.RU жительница Татарстана рассказывала, что она принципиально перевела своих детей из одной школы в русскую гимназию для того, чтобы у ее детей было меньше уроков татарского языка. Еще в январе 2008-го Виктория написала заявление на имя директора школы, в котором указала, что ее сыновья не будут посещать уроки татарского языка и татарской филологии.
— Никаких проблем у нас в связи с этим не было. В пятый класс в 2009 году у меня дети пошли уже в физико-математический 35-й лицей. В сентябре я написала директору этой школы заявление, что мои дети уже полтора года не изучают татарский язык и изучать не будут. В разговоре с директором я объяснила, что не исключено, что мы уедем из Татарстана и нам просто очень жалко времени, которое приходится тратить на татарский язык. Мы просто не понимали, зачем это нужно, — рассказывала жительница Нижнекамска.
Руководство лицея к этому отнеслось более-менее лояльно, но только, как делилась Можарова, до определенного момента. Когда ее дети заканчивали обучение в пятом классе, проходило собрание актива школы, куда пригласили и Викторию. Одним из вопросов на собрании стала летняя отработка. Женщина, глубоко не понимания идеи подобных практик, возразила представителям администрации школы.
— Я спросила: «На каком основании это происходит?» И представители администрации школы мне сказали: «Если не хотите, чтобы ваши дети работали, можете заплатить тысячу рублей». Дети мои ни на какую отработку, конечно же, не ходили, и в сентябре мне позвонила классный руководитель: «За вами долг — две тысячи рублей». Это был уже сентябрь 2010 года. Я позвонила юристу управления образования, который сказал мне, что эти требования директора незаконны, — вспоминала женщина.
Юрист управления образования созвонился с директором, и в тот же день Можарова увиделась с руководителем школы. Та сказала, что Виктория ничего не должна. Затем состоялась встреча с начальником управления образования Нижнекамска. Тогда-то директриса лицея и сообщила, что дети Можаровой не ходят на уроки татарского.
— И вот с этого момента на нас началось давление. Посыпались угрозы от директора, от завуча, от учителей татарского языка: «Мы вас оставим на второй год». Классный руководитель лично моего младшего ребенка пыталась за руку затащить на урок татарского языка. А когда не смогла его с места сдвинуть, попросила его одноклассника, чтобы он толкал его в спину. Представляете? — сокрушалась Виктория.
Когда дети Можаровой окончили седьмой класс, женщину поставили перед выбором: либо ее сыновей переводят в школу компенсационного обучения, либо оставляют на второй год, ну или они закрывают задолженность по татарскому языку и литературе. Виктория пошла на принцип, и ее детей оставили на второй год. Исполком Нижнекамского района и, в частности, управление образования подали в суд на Можарову, по итогам которого женщину обязали «не препятствовать обучению детей татарскому языку».
— Я объяснила, что я своих детей за руки не держу, что это их выбор, в котором я их просто поддерживаю. В ходе суда формулировка была уже изменена и было вынесено решение обязать меня, чтобы я обеспечила посещение моими детьми уроков татарского языка и татарской литературы. В течение 30 дней это решение суда можно обжаловать, что мы обязательно и сделаем, — говорила женщина в конце сентября 2012 года.
Чем закончилась эта история, к сожалению, неизвестно. По крайней мере, в открытых источниках уже нельзя найти информацию по поводу того, как сложилась судьба Можаровой и ее детей. Сама героиня материала отмечала, что если она проиграет дальнейшие суды, то будет переводить своих детей в другой регион.
Эпоха Фаттахова

Фаттахов «рулил» Министерством образования порядка 5,5 года
Осенью 2012 года наступает новый этап в татарстанском образовании. К власти в местное Минобразования пришел Энгель Фаттахов, который сейчас находится под уголовным преследованием: его обвиняют во взяточничестве и превышении должностных полномочий. Но сейчас не об этом. С самого начала своего руководства в Министерстве образования и науки республики Энгель Навапович держал курс на обязательное изучение татарского языка.
По всей видимости, с подачи экс-министра образования Татарстана в регионе приняли закон «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан». Он регламентировал возможность получения образования на татарском языке, получения информации на этом языке в государственных и муниципальных органах власти, в СМИ и пользование языком «в иных форматах».
В 2013 году в Казани открыли бесплатные курсы татарского языка, правда, они существовали и раньше — на базе КФУ. В этом же году жителя Казани оштрафовали на 100 тысяч рублей за несогласие с идеей обязательного изучения татарского языка в школах. Павел Хотулан делился своим мнением, порой, надо сказать, в грубой форме на форуме «Русский язык в школах Татарстана». Мужчине не нравилось, что его сына нагрузили уроками татарского языка, из-за чего у того якобы не хватало времени на изучение других предметов.
А вышеупомянутый Мухаметшин, напротив, пытался стабилизировать «языковую проблему». Он предлагал ученым Академии наук Татарстана упростить методики преподавания татарского языка в школах для русского населения.
«Зачем перегружать русских синтаксисом и морфологией? Нам нужно научиться понимать друг друга, общаться. И тогда не будет отторжения», — говорил Мухаметшин.
В сентябре всё того же года Госдума предложила внести поправки в закон «О языках народов России». В случае если бы изменения приняли, за русским языком закрепился бы статус родного. Ни Минобразования республики, ни Госсовет инициативу не поддержали.
Сам же Фаттахов на посту министра продержался шесть лет, и все эти годы он радикально относился к вопросу изучения татарского языка в школах. Бывший чиновник, судя по информации из местных СМИ, пытался навязать изучение языка как второго государственного. В эпоху его правления количество уроков русского значительно снизилось, а татарского, наоборот, увеличилось.
Само собой, русскоязычному населению это не особо нравилось. Да и к тому же с подачи Энгеля Наваповича в регионе ввели тестирование на знание татарского языка, или, как еще прозвали этот экзамен, «ЕГЭ по татарскому». Родители учеников стали массово жаловаться на неоднозначные решения министра в Москву. Федералы провели проверку и нашли множество нарушений, в том числе нехватку часов на русский язык и нарушение прав на добровольное изучение родных языков.
В ноябре 2017 года обязательное изучение татарского языка в школах республики отменили. Этому решению предшествовало заявление Владимира Путина. Тогда президент отметил, что «заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского».
Спустя месяц Фаттахова уволили с должности министра образования и науки республики. И хотя бывший полпред президента в ПФО Михаил Бабич утверждал, что отставка связана «не столько и не только» с ситуацией с татарским языком, в ряде источников указывали, что «языковой скандал» мог стать первопричиной увольнения чиновника.
Язык не иссякает

Спрос на изучение татарского языка растет
Могло показаться, что после отставки Фаттахова ситуация урегулировалась. Однако власти периодически все-таки напоминали и продолжают напоминать о важности изучения родного языка, а местное население не продолжает по-своему выражать свое недовольство.
К примеру, в 2022 году некоторые подписчики телеграм-канала главы Татарстана Рустама Минниханова предложили ему здороваться не только на татарском языке, но и на других языках, на которых разговаривают народы республики.
В прошлом году власти пусть и не активно, но высказывались за идею изучать татарский язык в школах. В апреле зампред Госсовета Татарстана Марат Ахметов, а по совместительству председатель комиссии по вопросам сохранения и развития татарского языка, посетовал на то, что в республике существует мало татарских классов, и предложил увеличить их количество. Однако о том, как русскоговорящие родители на это посмотрят, вице-спикер не сказал и свою инициативу отказался объяснить.
А в феврале уже этого года Минниханов заявил о том, что жителям региона следует знать татарский язык хотя бы «обиходно». По словам главы республики, в регионе только 13% детей учатся на татарском. Рустам Нургалиевич отметил, что знание языка никому не помешает и может помочь человеку в приобретении «конкурентных преимуществ».
Надо отметить, что в последние годы тенденции поменялись и изучать татарский язык будто бы стало даже модно. Немного статистики: в 2024 году ЕГЭ по татарскому языку сдавали всего 7 человек, в этом году количество желающих выросло до 34. Также один из учеников планирует сдать экзамен по татарской литературе.
А в пресс-службе КФУ корреспонденту 116.RU рассказали, что курсы татарского языка при университете продолжают пользоваться спросом. Они, как мы и упомянули выше, проводились еще с 2012 года. Ежегодно на них регистрируется больше 500 человек, это представители различных профессий разного возраста и студенты вузов республики.
— Они изучают татарский язык в соответствии с практическим уровнем владения, поэтому организуются группы А1, А2, В1, В2. Занятия имеют коммуникативную направленность. Основная цель курсов — развитие у обучающихся речевой, языковой и этнокультурной компетенций. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели, которые вкладывают всю душу, чтобы заинтересовать слушателей, — подчеркнули в пресс-службе КФУ.
Число желающих изучать татарский язык, как сказали в КФУ, «не иссякает».
А что вы думаете о татарском языке и его обязательном изучении?
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!