Добиться наказания журналистки одного из татарстанских телеканалов намерены участники июньского пикета в защиту русского языка. По их утверждению, сотрудница СМИ произнесла фразу «Русские в Татарстане – оккупанты», характеризуя русское население республики. При этом она якобы добавила, что готова перегрызть горло любому за родной татарский язык. Представительница телеканала, в свою очередь, говорит, что не произносила ничего подобного. На ее сторону встали и следственные органы, привлеченные к разбирательствам.
Привлечь к ответственности журналистку одного из телеканалов республики активисты намерены из-за конфликта, разразившегося 9 июня возле здания Госсовета республики. Родители русских школьников, организовавшие пикет, хотели привлечь внимание к проблемам русского языка в Татарстане. По их мнению, количество отведенных на русский язык часов значительно уступает часам татарского. В результате русский преподается детям как неродной. Для освещения акции к зданию парламента приехали журналисты одного из телеканалов, среди которых была корреспондент Эльмира Исрафилова, впоследствии вступившая в словесную перепалку с пикетчиками. Как рассказала 116.ru участница тех событий Екатерина Беляева, журналистка подошла к группе пикетирующих без камеры и микрофона. И в первые минуты никто не подозревал, кто она такая.
«В момент, когда все произошло, я находилась рядом с Туфаном Миннулиным (Депутат Госсовета, татарский драматург. – Прим. авт.) и застала уже конец перепалки, – рассказала участница акции протеста корреспонденту 116.ru. – Как удалось выяснить, Эльмира Исрафилова сказала людям, что если кому-то что-то не нравится, они могут уезжать из Татарстана. На это она получила ответ от пикетчиков: «Мы здесь родились, здесь жили наши деды и прадеды, как мы можем отсюда уехать». На эту фразу журналистка ответила, что все русские здесь – оккупанты». Закончилось все это замечательной фразой со стороны девушки: «Я перегрызу горло любому русскому за мой татарский язык». Но во время предварительного расследования она сказала, что ее фраза звучала совсем по-другому: «Что я с вами грызться что ли буду?» У меня такое ощущение, что 15-20 взрослых людей, стоявших в тот момент рядом с ней, одновременно неправильно услышали ее слова».
Предварительное расследование по факту инцидента началось после заявления в полицию по факту унижения чести и достоинства, а также высказывания, носящего экстремистский характер. Далее, по словам Екатерины Беляевой, это заявление было отправлено в следственный комитет, откуда ушло в прокуратуру и снова вернулось в следственный комитет. В итоге был вынесен отказ в возбуждении дела.
Сама Эльмира Исрафилова в беседе со 116.ru сообщила, что все происходящее ей неприятно, поскольку слов, которые ей приписывают, она не говорила.
«В моих действиях следователи ничего такого не нашли. Слова, которые мне приписывают, я не произносила. Почему тогда они не предъявляют диктофонные или видеозаписи для доказательства? У всех мужчин там были диктофоны или камеры. Они этим просто хотят привлечь к себе внимание. Их акции проходят тихо и мирно, на них никто не обращает внимания. А в тот раз единственной телекомпанией, которая приехала на пикет, были мы», – пояснила журналистка.
Стоит отметить, что после начала скандала Эльмиру Исрафилову поддержали активисты Всетатарского общественного центра, движения татарской молодежи «Азатлык» и других организаций. К примеру, организация «Азатлык» в середине июня провела открытое собрание, на котором раскритиковала русских шовинистов, яро выступающих против татарского и «стремящихся его фактически уничтожить». Но, по словам пресс-секретаря Общества русской культуры РТ Алексея Топорова, участники акций никогда не преследовали цель выступить против татарского языка. А тот факт, что следственные органы не стали возбуждать уголовное дело из-за высказываний на грани фола, говорит о двойных стандартах в республике. Топоров отметил, что на протяжении уже многих лет можно наблюдать всплеск татарского национализма. И если провести мониторинг некоторых татароязычных СМИ, то можно видеть высказывания не только антирусского характера, но и против государственности.
«На это местные власти и правоохранительные органы не реагируют. И последний случай – тому подтверждение. Есть еще пример, когда на одном из митингов в защиту русского языка рядом прошел митинг националистов, развернувших плакаты «Чемодан, вокзал, Россия», «Не нравится в Татарстане, езжайте в Дагестан» и так далее. Кроме того, подобные националистические мысли и идеи витают не только в среде определенных маргинальных групп, но у представителей власти, культурной общественности. И это прискорбно», – заключил пресс-секретарь ОРК РТ.
Материалы расследования заявители должны получить в ближайшие дни. 116.ru продолжит следить за развитием конфликта.