Туристические путевки подорожают. Причина не только в сезонном спросе на них, но и вводимых изменениях в туристическом законодательстве. Правда, предполагается, что новшества пойдут на пользу самим туристам и повысят их защищённость на отдыхе.
Туроператоры в ответе
Депутаты Госдумы в эти дни начинают рассматривать поправки в закон «Об основах туристской деятельности». Согласно им туристическим агентствам запретят продавать путевки от своего имени, а разрешат только от имени и по поручению туроператора. Парламентарии считают: такие нововведения сделают отечественную туриндустрию более прозрачной.
Операторы будут вынуждены через посредников оказывать более качественно свои услуги и отвечать за свою деятельность в случае возникновения нештатных ситуаций.
Правда, сами игроки рынка относятся к инициативе депутатов достаточно скептически. В открытом письме в Госдуму представители Ассоциации туроператоров России утверждают, что когда турагентство начнет работать от их имени и по поручению, то им придется нести большую ответственность за действия посредника. Чтобы обезопасить себя, компании будут вынуждены брать депозит у турагентства, чтобы в случае неисполнения им обязательств самому не понести ущерб. В результате чего вырастут цены на путевки. Операторы делают выводы, что «принимаемые поправки разрушает сложившуюся на протяжении двух десятков лет систему взаимодействия профессиональных участников туристического рынка и неизбежно приведёт к резкому всплеску банкротств туроператоров и турагентств, как следствие увеличению числа обманутых туристов».
Сами турагенты также считают, что из-за нововведений стоимость тура, может быть, несколько увеличится. По словам старшего менеджера ТА «Стоп-Travel» Алсу Санатулловой, сейчас вольные турагенты работают сразу с несколькими туроператорами по партнерским программам. «Клиенту для удешевления путешествия можно предложить опции сразу нескольких операторов. К примеру, отель от одного, а авиаперелет от другого. С внедрением новых правил придется подчиняться жестким предписаниям одного оператора, который может диктовать цены».
Дополнительная страховка
Кроме этих новшеств, в ближайшее время могут появиться и другие. Чиновники федерального агентства по туризму предлагают обязать граждан оформлять страховку на случай банкротства туроператора. Она должна обезопасить граждан от возможных проблем с туркомпаниями, «лопающимися» за считанные дни.
Правда, участники страхового рынка считают, что нынешнее обязательное страхование ответственности туроператора, заложенное в институт фингарантий, уже покрывает риск банкротства. При наступлении страхового случая турист должен направить письменное требование о возмещении вреда в адрес туроператора, который, в свою очередь, уведомляет страховщика. После сбора всех необходимых документов, если страховщик признает случай страховым, он производит выплату компенсации туристу.
По мнению заместителя начальника управления страхования ответственности страховой компании «Ингосстрах» Дмитрия Мелехина, другое дело, что лимитов ответственности бывает недостаточно. «Или туристы уже не могут получить выплату от страховой компании, которая прекратила свою деятельность. Но это говорит о том, что необходимо усовершенствовать действующий механизм, а не придумывать новый, который к тому же не соответствует базовым положениям Гражданского кодекса».
Напомним, фонд финансовых гарантий появился в 2007 году. Он был создан для обеспечения обязательств на случай банкротства туроператоров или каких-то массовых претензий к ним. Размеры фингарантий у операторов, занимающихся выездным туризмом, сейчас составляют от 30 до 100 миллионов рублей – в зависимости от оборотов компании.
Как считает г-жа Санатуллова, появление новой страховки также приведет к удорожанию путевки. «Несколько неправильно защиту от рисков краха операторов возлагать только на плечи туристов. Это непрофессионально и поставит крест на дальнейшем развитии туристической отрасли».