На этой неделе прозвучало несколько заявлений о необходимости снижать ставки рефинансирования для поддержки реального сектора экономики.
Сегодня, 3 апреля, снизить ставку рефинансирования призвал глава бюджетного комитета Совета федерации и член Национального банковского совета Дмитрий Ананьев. «Ситуацию со ставкой рефинансирования я бы охарактеризовал так: может быть, уже пора снижать. Хотелось бы верить, что монетарные власти почувствуют момент, когда надо ее снижать», – сказал г-н Ананьев на съезде Ассоциации российских банков. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 13%.
Во вторник о необходимости снижения кредитных ставок и поддержки реального сектора экономики вновь заявил мэр Москвы Юрий Лужков. «Главная задача сегодня – это снижение ставки рефинансирования. Она должна быть не выше 4%. Тогда мы застабилизируем ситуацию в реальном секторе экономики». Повышение ставки рефинансирования в России до 13% господин Лужков назвал экспериментом, который другие страны должны изучать и ни в коем случае не повторять.
О беспрецедентном снижении ставки рефинансирования центральными банками Европы на лондонском саммите «Большой двадцатки» во вторник говорил британский премьер-министр Гордон Браун. «Ставки рефинансирования очень сильно сокращены во многих странах, и наши центральные банки обещают использовать полную силу инструментов монетарной политики, включая нетрадиционные инструменты, чтобы достичь стабильности. Наши усилия по восстановлению экономического роста не будут эффективными, если мы не восстановим местные кредитные рынки и перетоки капитала».
«По нашему мнению, само по себе снижение ставки рефинансирования не может стать стимулом для возвращения банков к активному кредитованию реального сектора, так как процентные ставки по кредитам установлены, в первую очередь, на основе оценки рисков и возможностей коммерческих банков. Именно дисбаланс этих двух показателей в силу целого ряда причин привел к сокращению объемов кредитования промышленных предприятий и, как следствие, замедлению темпов роста экономики», – прокомментировал ситуацию заместитель председателя правления АКБ «БТА-Казань» (ОАО) Руслан Алимов.
«Мы считаем, что снижение СР станет положительным фактором, если будет сопровождаться ростом поддержки предприятий России и Татарстана, в том числе и через систему госзаказа, бюджетное финансирование социальных проектов и так далее. Благодаря этому они получат возможность в срок рассчитываться с кредиторами, аккумулировать у себя финансовые резервы и формировать портфели долгосрочных контрактов. Это значительно укрепит их положение и в дальнейшем может положительно повлиять на расширение потока более «дешевых» и «длинных» банковских кредитов в сектор.
Банк «БТА-Казань» придерживается консервативной политики в области кредитования на основе более детального подхода к изучению состояния заемщика. Кредитные программы не свернуты, но при этом риск-менеджмент находится уже на новом уровне. В розничном кредитовании банк занимает нейтральную позицию по стандартным продуктам. По корпоративному, малому и среднему бизнесу банк продолжает кредитование существующих клиентов в рамках открытых ранее лимитов.
Напомним, минимальное значение ставки рефинансирования Центрального банка России (10%) действовало с июня 2007 по февраль 2008 года. Максимальное значение (210%) было установлено 15 октября 1993 года и действовало по 28 апреля 1994 года. Ставка рефинансирования неуклонно снижалась в течение почти десяти лет: с 29 июня 1998 года (80%) по 3 февраля 2008 года. В прошлом году она была увеличена ЦБ РФ шесть раз – до 13%. Для сравнения, ставка Банка Англии составляет 0,5%, Европейского центрального банка – 1,25%», – сказал г-н Алимов.