
Самолеты планируют делать на отечественном ПО
В Казани прошла конференция «Авиацифра» — мероприятие, на котором представители крупнейших авиапроизводителей, IT-компаний и Министерства промышленности и торговли РФ обсудили вопросы цифровизации.
Редакция 116.RU рассказывает, для чего авиации нужно срочно заниматься цифровизацией и причем тут импортозамещение.
«Авиацифра» — всероссийская конференция, которую планируют проводить ежегодно, начиная с текущего года. На ней эксперты в области авиастроения, IT-технологий, а также чиновники и учащиеся университетов обсуждают насущные вопросы и решают задачи в области импортозамещения и цифровизации производственных процессов. Первая конференция проходила с 10 по 12 марта в Казани.
«Мы можем развить свое авиастроение»
По словам министра промышленности и торговли Татарстана Олега Коробченко, место для конференции выбрали наиболее верное, так как столица республики имеет большое отношение к авиации. Чиновник привел в пример большое количество крупных заводов и предприятий, а также производителей микроэлектроники и оборудования для отрасли.
«Я вас приветствую, можно сказать, в столице авиации России. Конечно, в каждом городе, где производят самолеты, так скажут. Но я считаю, что в Татарстане мощное и сильное именно авиастроение», — заявил Коробченко.
Для участников и спикеров он зачитал речь от главы республики Рустама Минниханова, который не приехал на само мероприятие. В ней он подчеркнул, что авиастроение переживает сейчас новый виток развития, а потому не только Татарстану, но и всей России нужно повышать эффективность производства.
«Для Татарстана конференция важна еще и потому, что нацелена на дальнейшее развитие кадрового потенциала в отрасли авиастроения», — сказал Коробченко.
Сам же глава Минпромторга Татарстана отметил, что авиация может стать флагманом для «вытаскивания всей экономики страны». Он уверен, что эта отрасль станет ключевым звеном в формировании бюджета страны. А за столь стремительное развитие он не забыл поблагодарить и введенные против России санкции.
«На сегодняшний день страна нуждается в авиации, вертолетах и самолетах. Благодаря тому, что сейчас ввели против нас санкции, мы можем развить свое авиастроение. И цифровизация является одним из ключевых рычагов, инструментом для улучшения качества, снижения себестоимости, увеличения объема производства. Сейчас, как раз когда нам нужно улучшать качество и конкурировать с мировым рынком, цифровизация позволит это сделать», — резюмировал Коробченко.
«Задача технического суверенитета»
На конференции был и директор департамента цифровых технологий Минпромторга России Владимир Дождев. Однако он подключался по видеосвязи. Глава департамента заявил, что не так много стран могут себе позволить обладать «полноценным блоком технологий, обеспечивающих весь цикл создания авиатехники». При этом Дождев уверен, что нынешним гигантам-производителям необходимо переходить на отечественное ПО (программное обеспечение. — Прим. ред.).
Ключевой задачей, по мнению Дождева, является трансформация всех конструкторских бюро и предприятий, выпускающих комплектующие. Для этого придется заняться разработкой программных аппаратов и самого ПО.
«В наших сегодняшних условиях к этому всему добавляется еще и задача технического суверенитета, перехода в суверенные российские цифровые решения. Это, с одной стороны, усложняет нам общую задачу. Но, с другой стороны, без решения этих задач мы не сможем полноценно перейти к самодостаточному и самостоятельному выпуску всей линейки необходимой продукций», — объяснил Дождев.
При этом, по словам Дождева, конструкторские бюро уже десятилетиями ведут работы по сложнейшим разработкам и проектам. В этом году Минпромторг России, как отметил глава департамента, поддержал ряд проектов. Однако в министерстве надеются, что в текущем году будет «новая волна проектов», которые обещают рассмотреть на правительственном уровне.
«Не просто тренд»
Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков называют авиацию одной из наиболее стратегически важных отраслей для России. Он отметил, что в Росавиации также ведутся работы по цифровизации деятельности. Например, большая часть услуг уже оказывается через портал «Госуслуги».
«Цифровизация — это не просто тренд. Это необходимость, продиктованная временем. Государственная политика в этой области направлена на создание эффективной, конкурентоспособной и инновационной экономики», — сказал Добряков.
Добряков добавил, что только работая сообща, специалисты смогут создать «эффективную экосистему». Она понадобится для развития дальнейшего авиапроизводства в стране.
«Мы понимаем, что только с помощью цифровых технологий мы сможем повысить производительность, улучшить качество продукции и оптимизировать процесс», — заявил Добряков.
«Работает исключительно по электронным моделям»
В госкорпорации Ростех, в которую входит ряд организаций, включая ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), редакции 116.RU объяснили: во все компании уже активно внедряют отечественные IT-продукты.
«Есть соответствующее поручение государства — перевести все объекты критической информационной инфраструктуры на доверенные программные и аппаратные платформы», — пояснили в Ростехе.
В Ростехе отметили, что сейчас они изучают опыт других крупных компаний по внедренным программам. Однако здесь есть свои нюансы, с которыми придется бороться отрасли. Например, совместимость компонентов. Это уже предстоит решать российским разработчикам.
«ОАК в контуре Ростеха также идет по пути перехода на отечественные решения. Современная авиационная техника разрабатывается в цифровой среде, и на сегодняшний день ОАК полностью ушел от бумажных чертежей и работает с заводами исключительно по электронным моделям», — заявили в госкорпорации.
Для некоторых процессов авиастроения отечественные программные решения только разрабатываются. Это касается проектирования изделий и управления производством. С такой системной задачей для отрасли ОАК полагается на господдержку. Корпорация участвует в федеральном проекте Минцифры.
«Еще один проект — разработка и внедрение импортонезависимой СУР-платформы (системы управления ресурсами) „тяжелого класса“ для авиастроения, в контур которой будут включены модули по управлению материально-техническими ресурсами и управлению качеством продукции производственных предприятий и опытных конструкторских бюро. Решение проектируется на платформе 1С», — подчеркнули в госкорпорации.
По информации Ростеха, качество и количество цифровой проработки проектов растет с каждым годом: увеличивается число расчетов, их сложность и точность. Вот вам пример: раньше инженерам приходилось проводить 10 расчетов в единицу времени. Сейчас же цифра выросла до десятков тысяч. Это помогает сократить сроки разработки техники, ускорить испытания.
«Результат — это сокращение отдельных видов испытаний в среднем на 20–30%. Например, для типовой программы испытаний, состоящей из 300 полетов, возможно сокращение на 60–90 полетов. Все современные самолеты проектируются в цифре, а новые будут создаваться уже в отечественном ПО», — заключили в Ростехе.
О «позитивном влиянии санкций» говорил и сам министр промышленности и торговли России Антон Алиханов. Он заявлял, что министерства и Росавиация очень тесно сотрудничают в рамках поставок полностью импортозамещенных самолетов.
Сейчас в Казани заняты импортозамещением пассажирского лайнера Ту-214. На эти самолеты уже есть заказчики: в Минпромторге Татарстана говорили, что Казанский авиазавод (КАЗ) законтрактировал 23 самолета. В этом году от КАЗа ждут четыре «тушки». Среди заказчиков — S7 Airlines, «Ираэро» и авиалинии «Якутия».
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!