В конце сентября в Казани под мобилизацию попали сотрудники ПАО «Казаньоргсинтез», как говорят их родные, с отсрочкой. Жены призванных на СВО мужчин пытаются вернуть мужей домой, однако в военкомате не рассматривают их обращения и бросают трубки, а Советский райсуд Казани дважды отклонил их иски. Так нам рассказывают сами женщины.
Они обратились к депутату Госдумы от Татарстана Айрату Фаррахову и республиканскому омбудсмену по правам человека Сарии Сабурской. К составлению витиеватых ответов подключилась также прокуратура Татарстана. Показываем вам, как власть имущие на самом деле работают с обращениями семей мобилизованных с отсрочкой. Все документы нам предоставила жена одного из призванных сотрудников «Казаньоргсинтеза».
Начнем с ответа депутата Фаррахова, который пришел (запомните) 17 ноября.
— Хочу обратить внимание, что внимательно отношусь к каждому обращению, поступающему в мой адрес, и стараюсь оказать максимальную поддержку, — говорится в ответе.
Далее упоминается о его статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. После этого депутат внимательно перенаправляет обращение первому заместителю премьер-министра РТ Рустаму Нигматуллину, прокурору республики Ильдусу Нафикову и уполномоченному по правам человека региона Сарии Сабурской.
— О результатах рассмотрения вам будет сообщено дополнительно, — говорится в ответе. И правда, не обманули! О результатах действительно сообщили.
В этот же день (!) приходит ответ от начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан Елены Степановой. Иными словами, письмо из аппарата уполномоченного по правам человека в РТ — Сарии Сабурской.
В аппарате отметили, что «в адрес прокурора Республики Татарстан направлено письмо с просьбой организовать проверку доводов, изложенных в жалобе, и, при наличии оснований, принять меры прокурорского реагирования». Также по вопросу отсутствия надлежащей боевой подготовки, обучения и организации питания мобилизованных в Белгородскую область перенаправили в 56-й участок военной прокуратуры гарнизона.
Далее мы узнаем, какие же «меры прокурорского реагирования» были приняты и насколько тщательно провели проверку.
Наша редакция также отправляла запрос омбудсмену по правам человека. В ответе нам зачем-то перечислили, какого числа и каким распоряжением на пост назначили Сарию Сабурскую, затем — информация о том, что она принимает обращения через «Госуслуги». Далее — абзац о том, что обращения в адрес уполномоченного направляются в органы прокуратуры (спрашивается, почему тогда сразу не писать запросы в прокуратуру). В общем, ближе к концу документа нам удалось добраться до чего-то похожего на ответ на наши вопросы.
Наша редакция спросила:
получили ли в аппарате обращение родственников мобилизованных с ПАО «Казаньоргсинтез»;
намерены ли брать его в работу;
если да, то какие действия будут предприняты в связи с мобилизацией работников с отсрочкой.
Ответ невероятный.
— Каждое обращение мобилизованного о несогласии с призывом в Вооруженные силы Российской Федерации по мобилизации в связи с наличием бронирования требует индивидуального подхода в процессе рассмотрения и в целом рассмотрения в порядке надзора, работы с документами о воинском учете лица и документов организации, образующихся в процессе ее деятельности, в том числе по личному составу и кадрам, в связи с чем данные обращения и направляются нами в органы прокуратуры с последующим контролем результатов рассмотрения, — говорится в конце документа.
Вы что-нибудь поняли? Например, как будут контролировать результаты рассмотрения? Или зачем вообще нужен целый аппарат, который просто пересылает обращения в прокуратуру? Вот и мы не поняли.
Ну и наконец, самый важный ответ от прокуратуры РТ. Здесь мы должны узнать о результате действий депутата и уполномоченного по правам человека. Документ пришел жене мобилизованного 21 ноября. То есть обращение, требующее «индивидуального подхода в процессе рассмотрения», прокуратура проверила меньше чем за 4 дня! Да еще и умудрились проверить боевую подготовку, обучение и организацию питания нескольких мобилизованных с предприятия. Невероятно оперативная работа.
Прокуратура в очередной раз сообщила, что списки с сотрудниками с отсрочкой предприятие должно было направить в течение трех дней после призыва. Однако, по данным ведомства, ПАО «Казаньоргсинтез» направило список сотрудников 18 октября.
И правда, в это можно было бы поверить и свалить вину на «Казаньоргсинтез». Однако жена одного из мобилизованных предоставила нам документ от завода, в котором написано, что ее супруг был подан в списки на бронирование 28 сентября. Получил повестку он 25 сентября, а пришел в военкомат на следующий день. Значит, сроки соблюдены. Или тщательная индивидуальная четырехдневная проверка это не выяснила? Как бы там ни было, оснований для мер прокурорского реагирования не нашли.
Напомним, в конце сентября с ПАО «Казаньоргсинтез» мобилизовали сотрудников с отсрочкой от предприятия. Ранее мы публиковали истории их жен — по их словам, в военкомате Татарстана им ответили, что списки с отсрочниками никто даже не проверяет.
Далее женщины обратились в суд Советского района с коллективным иском на военный комиссариат и мобилизационную комиссию Татарстана. Согласно материалам заявления, всего в деле 11 потерпевших — призывников с завода. Их призыв на СВО требовали признать незаконным и отменить их мобилизацию. Однако суд посчитал, что требования «не подлежат рассмотрению в суде», поскольку иск составляли жены мобилизованных, на которых непосредственно не распространяется решение военкомата.
По словам жены одного из мобилизованных Екатерины, Советский райсуд Казани отклонил два иска, а Верховный суд РТ рассмотрел жалобу и встал на их сторону.
Помимо этого, мужчинам не выдали полную зарплату. Так, мужу Екатерины должны были выплатить 210 тысяч рублей, учитывая его звание сержанта. Однако семья в середине ноября получила только 97 тысяч рублей. По итогу мужчину не рассчитали за конец сентября и почти половину октября.