— QR-код есть? — с таким вопросом с сегодняшнего дня встречают всех пассажиров общественного транспорта. Логика простая: показываешь электронный или бумажный QR-код и, если всё в порядке, едешь дальше. В противном случае тебя попросят выйти. Но просто оказалось только в теории. На практике, что ожидаемо, возникли большие проблемы.
Мы прогулялись по Казани в утренний час пик и понаблюдали, как работает общественный транспорт в первый день введения системы QR-кодов.
— Какой QR-код? Да мне ***, — именно так отреагировал мужчина в салоне автобуса 18-го маршрута на просьбу кондуктора предъявить заветный документ. Женщина не стала ругаться с агрессивным пассажиром и попросту «закрыла» на это глаза. Конечно, он в два раза больше хрупкого кондуктора. Хотя по задумке властей, она должна была стребовать с амбала QR-код или высадить его.
В других случаях кондукторы просто останавливали транспорт до вмешательства полиции. Например, ранним утром пассажиры трамваев № 1 и 6 опоздали на работу и учебу. Там один из пассажиров отказался выходить из салона. Движение встало. Всего же до 07:30 в Казани из транспорта высадили больше 500 человек.
— На данный момент на улице Серова стоит трамвайный маршрут № 1 и № 6 из-за того, что пассажир отказался показывать QR-код и не стал выходить из салона трамвая, а вызвал полицию, называя действия кондуктора незаконными. Задержка движения составляет 30 минут, — сообщили сегодня утром в МУП «Метроэлектротранс».
Пассажирка по имени Вера в беседе с нашим журналистом отметила, что из-за новых правил она опоздала на работу, так как села в свой автобус лишь через 40 минут. Как и почему происходят задержки общественного транспорта, можно судить по нашему видео ниже. Водитель 89-го маршрута вышел и сразу предупредил стоящих на остановке пассажиров: не надо заходить без кода и с одной прививкой. С места он не тронется.
Проверка QR-кодов, по нашим наблюдениям, в первый день была довольно хаотичная. В каких-то случаях кондукторы просто верят на слово пассажирам, а в других просят предъявить и QR-коды, и документ подтверждающий личность. Одну из пенсионерок сегодня высадили из автобуса на остановке «Козья Слобода». Диляра Хайруллина ехала с утра в больницу на операцию. Но проехать успела всего одну остановку.
— Меня высадили. Сказали, что не имею права. У меня есть справка, где сказано, что у меня одна прививка. Но она недействительна. Я сейчас пойду домой пешком. Может пойду в поликлинику медотвод взять, — поделилась с нами своими переживаниями Диляра Хайруллина.
Возмущались и другие пассажиры. В беседе с нами одна из пенсионерок отметила, что она с трудом убедила кондуктора позволить ей проехать на автобусе. Женщина поставила первый компонент вакцины лишь в четверг.
— Я приходила на вакцинацию в поликлинику, но меня несколько раз разворачивали. Я болела инфекционным заболеванием, давление было. Только в четверг на прошлой неделе пришла, опять давление высокое. Уговорила терапевта поставить мне первый компонент вакцины. Деваться некуда, мне на работу нужно ездить. Есть справка, что поставила первый компонент, — рассказала нам одна из пассажирок.
А вот попасть в метро без кода не получится вообще. Буквально на входе в подземку слышно грозный голос контролеров, предупреждающих пассажиров готовить QR-коды заранее. Сканируют они его прямо у металлоискателей. Тех, кто требование игнорирует, попросту разворачивают обратно.
Нападения на кондукторов
И с самого утра появляются сообщения о нападениях на кондукторов. Что было неизбежно, учитывая жесткость принятой меры. В ассоциации автотранспортных предприятий РТ с самого начала неоднократно подчеркивали — решение о введении QR-кодов в общественном транспорте принимали не они и настоятельно рекомендовали пассажирам не срывать свою злость на водителей и кондукторов. А чтобы движение автобусов не парализовал клубок постоянных скандалов, они призывали министра МВД Артема Хохорина оказать им поддержку. Хотя еще 6 ноября перевозчики надеялись, что проверять QR-коды в автобусах будут полицейские.
— Перевозчики считают, что проверку QR-кодов должны осуществлять сотрудники полиции. Они наделены всеми полномочиями: и проверять документы, и выписывать штрафы. Самое главное, если будут конфликтные ситуации, а они скорее всего будут, и не исключено что с кулаками, сотрудники полиции смогут грамотно ситуацию разрешить. Если QR-коды будет проверять хрупкая девушка кондуктор, что она сможет сделать против пассажиров с кулаками, которые без QR-кода попытаются проехать в общественном транспорте? — говорил председатель Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков.
В итоге полномочия проверять QR-коды оставили кондукторам. Они же вправе вызвать полицию, если пассажир не предоставит документ и откажется покинуть салон транспорта. Кроме того, на некоторых остановках в городе стоят сотрудники контрольно-ревизионной службы комитета по транспорту Казани. Они выборочно заходят в автобус и проверяют наличие QR-кода у пассажиров. Правда, за время наших наблюдений контролеры никакой транспорт так и не проверили.
На некоторых остановках дежурят полицейские. Однако порой это не помогает избежать насилия. Как подтвердили нам в ассоциации АТП РТ, один из пассажиров сегодня днем напал на кондуктора автобуса 31-го маршрута. Его избили и брызнули в глаза перцовым баллончиком возле станции метро Аметьево. Пострадавший вызвал медиков и полицейских.
А одна из пассажирок устроила скандал в автобусе 89-го маршрута на улице Минская. Женщина посчитала, что кондуктор вместо проверки документа, мог сфотографировать ее личные данные.
— Я знаю, что когда наводишь на код, должны открываться «Госуслуги», но у него не открывалось. Почему я должна на его смартфон предоставлять свои личные данные? Там полностью мое имя, мои данные все. Он мог сфотографировать и куда угодно мои данные отослать, — рассказала нам женщина.
У некоторых кондукторов не выдерживают нервы. На видео, выложенном в группе «В Татарстане поймут» мужчина эмоционально убеждал пассажиров не срывать на него злость. Кондуктор объясняет: не он придумал эти правила, но он должен делать свою работу.
Чаты взаимопомощи
Альтернативу общественному транспорту нежелающим прививаться предложил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. В прямом эфире в инстаграм-аккаунте республиканского оперштаба он ранее посоветовал невакцинированным ездить на такси.
— Если у вас QR-кода нет, но надо куда-то добраться «кровь из носу», тогда нужно воспользоваться, наверное, такси. В такси, кстати, требования QR-кода пока нет — отмечал министр, добавив, что иначе пассажир будет двигаться лишь по одной остановке и такими темпами доедет до пункта назначения лишь вечером.
Впрочем, ежедневные поездки на такси в разные места для многих татарстанцев дорогое удовольствие. Тратить по несколько сотен рублей только за билет в один конец готов далеко не каждый, тем более что ценник за сегодня существенно вырос. Например, цена за такси из Советского района в центр утром варьировалась в пределах 350–450 рублей. Хотя обычно цена такой поездки в рамках 200 рублей.
Самые предприимчивые казанцы нашли выход. В мессенджерах WhatsApp и Telegram стали появляться группы, призывающие объединиться водителей и пассажиров, не имеющих QR-кодов. В одном из самых популярных сообществ на эту тематику уже больше 8000 человек. Внутри самой группы участникам для удобства предлагается присоединиться и к чатам, разделенным по районам города.
— Сообщество помощи друг другу кому нужно доехать до работы по Казани и в близлежащие пункты, кто пользовался для этого общественным транспортом, но кому станет проблематично. И для тех, кто готов подвезти друга, — сказано в описании группы.
Как правило, участник группы обозначает себя пассажиром или водителем. А дальше каждый пишет, откуда и в какое время он готов забрать пассажиров или же, наоборот, сесть в машину. По ценам участники группы договариваются между собой. Некоторые водители готовы возить пассажиров бесплатно. Другие сразу указывают и цены, и количество пассажиров, которых он может подвезти за обговоренную сумму. Обычно она чисто символическая.
А чтобы отличать «своих» некоторые предлагают ввести опознавательный знак. Среди предложенных — красные пакеты, платки или ленты.
QR-коды в транспорте: еще раз про правила
Проверять QR-коды в автобусе будут кондукторы или водители. А сотрудники контрольно-ревизионной службы комитета по транспорту Казани могут проверить документы на остановке. Разрешен как электронный, так и бумажный вариант. При этом на входе в метро проверку осуществляют при прохождении турникета;
при проверке у пассажира могут уточнить имя, фамилию, дату рождения. Потребуется документ, подтверждающий эту информацию;
более 26 тысячам людей старше 60 лет заблокировали транспортные карты. По данным мэрии, на сегодняшний день у них нет QR-кода;
несовершеннолетним код не нужен. Но подросткам потребуется показать документ, где указана дата рождения;
проезд разрешен людям с медотводом. Нужный документ оформляет участковый врач-терапевт в поликлинике по месту жительства;
нарушителям новых правил грозит штраф от 1 до 30 тысяч рублей. Причем к ответственности может быть привлечен как пассажир, так и проверяющий — кондуктор и само предприятие;
Республиканский медицинский информационно-аналитический центр Минздрава Татарстана запустил горячую линию по вопросам получения QR-кодов для общественного транспорта: +7 919 693–05–43.
Напомним, 6 ноября президент Татарстана принял решение о введении системы QR-кодов во всех видах общественного транспорта. С 22 ноября воспользоваться транспортом, в том числе метро и междугородними автобусами, смогут только те, кто предъявит код. Без него татарстанцы смогут передвигаться только на такси. Более подробно о том, как будет работать система QR-кодов в Татарстане, мы рассказывали здесь.
А сегодня с самого утра мы в режиме онлайн рассказываем, что происходит в Казани в первый день внедрения QR-кодов в общественном транспорте.