На Волге на переправе в районе Верхнего Услона суда три раза за неделю сели на мель. Поговорили с заведующей кафедры природообустройства и водопользования, профессором КФУ Нафисой Мингазовой о том, что происходит с рекой и ее Куйбышевским водохранилищем.
На прошлой неделе МЧС рассказало о трех неприятных случаях. 17 и 20 октября застряли паромы, которые следовали из Аракчино в Верхний Услон. Уже на следующий день на мель сел плавучий кран и толкач с порожней баржей, и снова это произошло в Верхнеуслонском районе. Во всех случаях никто не пострадал, но такая частота вызывает опасения за состояние реки.
Мингазова отметила, что не знает глубину на пути следования паромов, но если говорить в целом о Куйбышевском водохранилище, то уровень воды действительно приближается к критической отметке.
— Сейчас уже близится к критическому уровню, к отметке 49,5 метра. Раньше считалось, что 49 метров — это вообще критическая отметка, уровень мертвого объема, невосполнимый уровень. В этом году стали делать поправку, что 49 метров — это критический уровень для судоходства, — рассказала Мингазова.
Эколог выделила три причины, почему обмеление продолжается. Во-первых, лето было жарким. Во-вторых, не прекращается застройка берегов. Кроме того, Татарстану пришлось сбрасывать воду, чтобы она дошла до регионов, которые расположены ниже по Волге. Третье — уровень Каспийского моря остается достаточно низким. Это цикличный процесс, понижение наступает раз в несколько десятков лет.
Прогнозы для Куйбышевского водохранилища пока неутешительные.
— Частично уровень воды восполняется за счет дождей, но они не сказать чтобы мощные. И грядут холода, то есть это будет короткий дождливый период, — добавила профессор.
Состояние Куйбышевского водохранилища волнует казанцев последние несколько лет. Например, два года назад мы обсуждали с Мингазовой обмеление Казанки. На тот момент уровень воды в Волге на территории Казани был 50,5 метра. Это хоть и выше сегодняшних цифр, но тоже ниже нормы, которая составляет 53 метра.
Несмотря на эти удручающие факты, в Казани продолжают застраивать берега: то засыпают участки, то собираются протянуть канатную дорогу, то строят высотки.