Популярность сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) про казанские группировки конца 80-х годов продолжает расти. Кто-то при этом рассуждает о художественной ценности творчества режиссера Жоры Крыжовникова, кому-то неприятна даже мысль о том, что такие фильмы свободно транслируются, другие отмечают, что сериал в точности показывает то самое время, смутное и страшное как для подростков, так и для их родителей.
После выхода на портале 116.RU колонки матери из Казани, которая выразила опасение, что молодые, неокрепшие умы, посмотрев «Слово пацана», воспримут его совершенно иначе, нежели опытные взрослые, многие казанцы поспешили с ней не согласиться.
Горожане вспоминали свое детство и юность на улицах столицы республики, рассказывали о том, как страшно было тогда жить, и всё же отмечали, что сомневаются, что нечто подобное может повториться в современных реалиях. Приводим некоторые комментарии наших читателей ниже.
— Посмотрел полторы серии, и, честно, не хочется смотреть дальше, мы прожили это как кошмар! Ворошить то время, когда формальные лидеры занимались словесностью, размывая патриотизм и социальную справедливость, украшая свои кабинеты и устраивали свои корыстные мотивации. И абсолютно игнорировали, что происходит в стране и в головах населения, — отметил один из наших читателей, которому как раз не хотелось бы иметь что-либо общее с тем временем.
— В сериале еще не так ужасно показано, в реальности было страшнее. Мне рассказывали истории (сейчас уже пожилые женщины), как, будучи студентками в начале 80-х, бежали от толпы до улицы-границы, до своей «коробки». Повезло, добежали… К концу 80-х у нас в классе мотались все пацаны и часть девочек. Матом разговаривали все. В 10–11-м классе было немного по-другому, потому что совсем отмороженные дебилы ушли в ПТУ. Нам повезло — границы открыли, рынок, валюта, и в начале 90-х бандитизм пошел по всей стране, а в Казани пошли на убыль группировки, — вспоминают свою молодость казанцы.
Кто-то рассказал о юности своего ребенка, которое пришлось уже на начало 90-х, отмечая, что и тогда ничего хорошего в Казани мальчишку не ожидало. Единственным спасением была максимальная занятость в различных секциях и отъезд из города в летнее время.
— Я мама сына, который рос в 90-е, жили в Казани, учился в 88-й школе (район «Хади Такташа»). В классе учились дети, которые входили в группировку, для нас, взрослых, тревожное и страшное время было, боялись за детей. Чтобы не было свободного времени у сына, каждый день его и его двоюродного брата возил дядя на тренировки дзюдо в «Динамо», у них был отличный тренер, каждый день перед занятиями проводил беседы. Летом с командой на два месяца уезжали в Геленджик, где сами себе готовили, стирали. Вот так мы спасали своих детей от группировок. Сейчас сын взрослый, живет своей семьей в другой стране, вспоминая то время, говорит спасибо за чрезмерную опеку — если было бы свободное время, скорее всего, наделал глупостей. Совет мамы: не выпускайте детей из виду, занимайтесь ими, — советует жительница Казани.
Выслушивая такие истории, другие казанцы бежали сообщить, что семье просто повезло, ведь 90-е — совсем не то же самое, что 80-е, и в те годы на улицу ни один парень просто так бы не вышел.
— Вам просто повезло, что детство сына пришлось на 90-е. Я бы послушала ваше хвастовство, если бы это были 70–80-е годы. Он бы даже на улицу не вышел. И никто бы беседы с ним не проводил. Это к 90-м годам уже опомнились, после того как на всю страну погремели.
— Я жил в этом времени, этот фильм еще нежный, — заметил один из пользователей.
Многие родители отметились в комментариях, вспоминая, как тяжело им жилось в то время — помимо того, что нужно было как-то выживать, работать, приносить деньги в дом, еще приходилось все время контролировать, чтобы детей не увлекла преступная романтика.
— Это было очень страшное время. И оно продолжалось до 90-х годов. Мы, родители тех детей, были в шоке, не понимали, что происходит в стране. Не могли ничего объяснить своим детям, не смогли защитить их. Дети многие, воспитанные в советское время, тоже были напуганы. Опасные элементы сделали ставку на молодежь с неокрепшей психикой, у которой нет жизненного опыта. Вовлекали их в группировки, и попробуй откажись — избивали, унижали. Правоохранители боролись, но было трудно. Многие дети стали наркоманами, алкоголиками. Это потерянное поколение. Не дай Бог такого повторения! — написал казанец.
— Нынешнее поколение детей не такое быстрое на подъем, у них навряд ли получится, как у той молодежи, которая не была так зомбирована интернетом. В то время дети сами себе придумывали развлечение, больше двигались, больше времени проводили на улице, а не как сейчас, из дому не могут вытащить многих, — возразили ему в ответ.
— Всё идет из семьи: может быть, сейчас и можно уберечь своих детей. А в то время это было невозможно: не было сотовых телефонов, у многих родителей не было машин, ребенка не отвезешь, не привезешь. Встречали около техникумов, училищ, избивали, раздевали. Более-менее спаслись те, кого увезли в деревни или кто поступил в институт. Были очень тяжелые времена. Кто лично не испытал — не советуйте. Берегите своих детей, у всех есть телефоны, перезванивайтесь. Родители, объединяйтесь, если не дай Бог такое произойдет снова, — беспокоятся за будущее нынешнего молодого поколения родители с опытом.
Многие писали, что сериал всё же мягко показывает то, что творилось в Казани в конце 80-х, и именно поэтому случился фактор некой «романтизации».
— Когда я смотрю фильм, у меня ощущение, что я вернулась в молодость. Мы просто жили в такой реальности, сейчас со стороны жутковато. Но так было, даже жестче в реальности, многих парней вовлекали в ОПГ. Сериал вызвал большой ажиотаж среди молодежи. Романтизируют бандитизм? Они не жили в то время и не знают, как это было небезопасно. И как стенка на стенку дрались, много чего было в то время, убийства, разбои, грабежи, — вздыхают казанцы.
— Это история, да, времена были неоднозначные, где нужно было выживать, когда государство кинуло свой народ, перечеркнув все ожидания, планы людей, которые они строили... А пацаны просто понимали, что нужно определяться в жизни самому: либо ты чушпан, либо ты с пацанами, вот и всё, выбора особо не было. Фильм просто отличный, это наша история, — всё же нашлись и те, кто одобрил творчество Жоры Крыжовникова и кого не покоробило показанное в сериале.
— Я школу закончила в 96-м. Сериал снят хорошо, но не хочу вспоминать про эту грязь уличную, — коротко высказывались некоторые.
— Это в Казани конец 80-х, потом волна в Челны пошла и оттуда в Нижнекамск, и там уже самая жесть в 90-х была. Тоже не спрашивали, били на убой. Страшно было, даже женские группировки были, вербовали, жуть. Даже смотреть не хочу, вспоминать не хочу весь этот страх. Ужас в том, что это умудряются смотреть дети уже с 5-го класса начиная, хотя 18+.
Казанцы даже в красках припоминали конкретные страшные ситуации, свидетелями которых они становились: как парни бились на смерть, отстаивая честь своей группировки.
— В конце 80-х работала в «Татшвейбыте», который напротив вокзала. К нам на задний двор забежали две группы пацанов, скорее, одна группа убегала от другой, между ними завязалась драка. Видели, как один другого ударил в грудь, а потом все разбежались, только один остался лежать на асфальте. В здании огромные панорамные окна, всё это видели, когда поднимались на 5-й этаж в столовую, а потом этого мальчика закрыли бумагой. Вот такая жуткая картина до сих пор перед глазами.
— Про какую романтику в фильме идет речь, стесняюсь спросить. Половину убьют, половину посадят. Какое братство, сегодня ты в группе, завтра свои же подставят и выпнут из этой самой группы. Сейчас совсем другие времена, дети в основном сидят дома в гаджетах, мамки трясутся над своими дитятками. Из кого создаваться-то будут группировки? Из пацанов из неблагополучных семей? Так они и так обычно не по той дорожке идут. Фильм надо смотреть с детьми и обсуждать, а не запрещать. Они всё равно найдут, где его посмотреть, — заключил один из комментаторов.
Напомним, финальная серия сериала не выйдет 21 декабря, как было запланировано. Онлайн-кинотеатр Wink, который транслирует кинокартину, пока не озвучил новую дату. Изменения в графике связаны с тем, что режиссер Жора Крыжовников и сценарист Андрей Золотарёв решили внести «авторские изменения» в концовку. Пересматривая сериал вместе со зрителями, команда поняла, что история казанских группировщиков заслуживает другого финала.
К слову, официальная 7-я серия тоже вышла с изменениями, правда, незначительными по сравнению с тем, что подготовили для зрителей в 8-м эпизоде. Если вы еще не добрались до последнего вышедшего эпизода, но вам не терпится узнать, что же стало с героями, почитайте нашу рецензию на седьмую серию. Осторожно, подойдет только тем, кто не боится спойлеров.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!