Пока еще редко идут на крайние меры в отношении должников татарстанские поставщики энергоресурсов. Хотя ассортимент средств борьбы с неплательщиками сегодня существует разнообразный – от отключений до… продажи долгов предприятий сторонним коммерческим структурам. На должников все еще пытаются воздействовать уговорами, но как знать, может быть, чаша терпения уже в ближайшем будущем окажется переполнена?
Последнее предупреждение?
За жилищно-коммунальные услуги население республики задолжало 2 млрд 158 млн рублей. Таковы данные на 1 января 2010 года, сообщила корреспонденту 116metrov.ru пресс-секретарь министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Елена Самохина. По сравнению с серединой прошлого года сумма задолженности уменьшилась примерно на 400 млн рублей. Любопытно, что собираемость платежей с населения за 2009 год, по словам г-жи Самохиной, составила 97 процентов. То есть колоссальные долги накапливались в течение нескольких лет.
Не менее примечателен тот факт, что самыми добросовестными плательщиками являются жители республики, имеющие наиболее низкие доходы. Это, например, пенсионеры, которые возглавляют список самых аккуратных плательщиков. Но в результате из-за своих не слишком обязательных соседей могут пострадать и они.
«Программа капремонта на 2010 год по Татарстану сверстана. Мы в неё включим только те дома, которые имеют задолженность по коммунальным услугам не более чем за два месяца», – предупредил первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Раузил Хазиев.
Это, пожалуй, одна из самых мягких мер воздействия на должников. Еще одним довольно гуманным вариантом решения проблемы являются, как известно, общественные работы – с их помощью злостные неплательщики могут погасить свои долги. В Набережных Челнах эта форма «расчетов» за услуги ЖКХ пользуется особой популярностью.
ОАО «Водоканалсервис» пошло в прошлом году на радикальные меры. Работники Джалильского ПТС вместе с судебными приставами и милицией двинулись по должникам.
В июне 2009 года, например, в жилье меньшей площади были переселены четыре семьи. Квартиры были реализованы с тем, чтобы пустить вырученные средства на оплату долгов по коммунальным услугам. Локально этот факт получил большой общественный резонанс. В последующие дни оставшиеся должники поспешили принести на предприятие гарантийные письма по оплате долга или частично оплаченные квитанции.
Вообще, в каждом муниципальном образовании проблему пытаются решить по-своему. В Нижнекамске, например, недавно появилась специализированная служба взыскания долгов за жилищно-коммунальные услуги.
По сообщению газеты «Нефтехимик», специалисты службы вместе с представителями советов территориального общественного самоуправления и судебными приставами проводят регулярные рейды по квартирам злостных неплательщиков. К каждому должнику применяется индивидуальный подход, который зависит от суммы задолженности и причины, по которой люди не могут погасить долги.
В Казани некоторые управляющие компании при взыскании долгов с населения уже начали прибегать к помощи коммерческих структур.
Флагман-неплательщик
По данным за прошлый год, татарстанцы задолжали энергетикам в общей сложности 1,8 млрд рублей за теплоэнергию, более 1 млрд рублей – за электричество. Самые большие долги у жилищных организаций. Однако долги перед энергетиками накопились не только в сфере ЖКХ. Колоссальные суммы задолжали предприятия республики. В том числе, по некоторым данным, даже очень крупные. Флагманы местной экономики. Их, понятное дело, отключить от рубильника вряд ли позволят. Как быть?
В кулуарах уже ведутся разговоры о том, что долги этих предприятий могут перепродать. Сейчас все чаще появляются объявления о покупке долгов крупных организаций – и «энергетические» долги предприятий, учитывая тот факт, что у них, в отличие от должников-жильцов, всегда найдется дорогостоящее имущество, могут представлять весьма лакомый кусок.
Как заверил корреспондента 116metrov.ru генеральный директор юридического центра «Перспектива» Александр Милюхин, продажа долгов третьим лицам – дело вполне законное (если только не было особой оговорки на сей счет в договоре между поставщиком и потребителем услуг). Исключение составляют лишь предприятия, по которым уже проводится процедура банкротства.
Директор Волжско-Камского долгового агентства Денис Семенов не исключает возможности приобретения долгов за энергию – в том случае, конечно, если их начнут продавать.
«В конечном счете все будет зависеть от того, с каким дисконтом энергетики решат продавать эти долги, – рассуждает г-н Семенов. – Если он будет составлять не менее 25 процентов, то за это можно будет взяться. Но, разумеется, предварительно нужно будет оценить затраты сил и времени, наличие у должника имущества. Хотя, думаю, в случае с предприятиями последней проблемы точно не возникнет…»
В беседе с корреспондентом 116metrov.ru директор Волжско-Камского долгового агентства заметил, что сейчас очень часто выкупают долги страховых компаний, банков – и это уже никого не удивляет. Чуть реже в долговое агентство обращаются компании, управляющие жилым фондом («Редко потому, что бюджетами управляющих компаний не предусмотрены для нас вознаграждения», – пояснил ситуацию г-н Семенов). Так что со временем и перепродажа энергетических долгов может стать вполне рядовым делом.
А вот пойдут ли на продажу долгов сами энергетики? Корреспондент 116metrov.ru обратился за комментариями в «Татэнергосбыт».
«Наша компания не рассматривала решение проблемы платежей с этой стороны, хотя сегодня для сбытовых компаний, испытывающих дефицит оборотных средств для расчетов с кредиторами, эта тема является актуальной», – сообщила пресс-секретарь ОАО «Татэнергосбыт» Светлана Соколова.
Ну а коль актуальность уже назрела, то, пожалуй, удержать энергетиков от радикальных шагов может сейчас исключительно добрая – или административная? – воля. Между тем на рынке энергоресурсов со следующего года полностью воцарятся рыночные отношения – в том плане, что государство уже не будет регулировать стоимость поставляемых для предприятий киловатт. На свободном рынке перепродажа энергетических долгов может стать вполне обычным делом.