Сегодня казанские архитекторы обвинили городских чиновников в отсутствии стратегии в планах по развитию уличной и дорожной сети Казани. Они предложили существенно подкорректировать Генплан Казани: довести количество мостов через Казанку до восьми, построить в городе не одно, а три транспортных кольца со сквозными радиальными магистралями. Чиновники пообещали эти предложения рассмотреть.
Наш город застрял в советском времени, когда на тысячу жителей было зарегистрировано не больше ста автомобилей, заявили сегодня на круглом столе в НКЦ «Казань» архитекторы. Учитывая тенденцию последних лет, через пару лет в Казани на тысячу жителей будет уже 450 автомобилей. И никакими автобусными полосами, развязками и перехватывающими парковками проблему не решить. Нужен совершенно новый комплексный подход.
«Не нужно уповать на то, что сделано и делается сейчас на средства, выделенные на проведение Универсиады. Тем более что все эти изменения направлены в основном на решение универсиадских проблем, – заявил участникам круглого стола заслуженный архитектор РТ Виктор Токарев. – Конечно, все эти объекты в городе останутся, но ведь их явно недостаточно!»
Колоссальной ошибкой в транспортном планировании Токарев назвал соединение улицы Ямашева через Большую Крыловку с Кировской дамбой. По его расчетам, так от города отрезается практически полностью Кировский район. То же самое с промышленной частью Приволжского района, которая тоже оказалась вне транспортного кольца. По мнению архитектора, Казани стратегически необходим мост, соединяющий Чистопольскую и Советскую площадь, мост от Амирхана в центр и от Адмиралтейской слободы до Речпорта.
ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТРТИ) – инжиниринговая и консалтинговая фирма, специализирующаяся на выполнении проектных и научно-технических разработок в области развития транспортно-дорожной инфраструктуры, проведении технических, экономических, социологических и экологических исследований. За время деятельности в НИПИ ТРТИ разработаны федеральные и региональные программы, связанные с развитием транспортного комплекса и дорожного хозяйства, более 450 проектов совершенствования и развития транспортной инфраструктуры, выполнено 300 научно-исследовательских работ.
«Вот что вы делаете, чтобы с моста «Миллениум» повернуть в Советский район? – спросил у участников круглого стола Токарев. – Начинаете чесать левой рукой правое ухо! У нас там так организовано движение, что левого поворота просто нет. То есть мост есть, а Советский район транспортным обслуживанием не обеспечен. Еще один момент – был наплавной мост, который убрали. Так вот, крайне необходимо построить мост и пройти тоннелем под всем холмом к улице Пушкина, обеспечив магистраль в сторону речного порта и в сторону Кировского района. Кроме того, мы бы хотели предложить городу другую кольцевую систему, отличную от той, которая сложилась на сегодняшний день и не логична. В Казани должны быть малое, среднее и большое кольца».
По мнению Токарева, парковки, развязки и тому подобные меры, которые сейчас строятся в городе, смогут решить только часть проблемы. Стоит же рассматривать вопрос связанности территорий. Мостов в Казани должно быть как минимум восемь, а генеральный план развития города должен учитывать планы развития территорий. В качестве примера он привел необдуманную застройку улицы Овражной, где планами 60-х годов была зарезервирована магистраль, Шамовский овраг, улицу Тихомирнова, строящаяся магистраль на которой упирается в сужение, образованное торговым комплексом «Кольцо».
Для первоначального решения транспортной проблемы архитектор предложил ликвидировать на улицах Казани автобусные полосы или по крайней мере пустить по ним муниципальный транспорт: «скорые», такси, машины городского хозяйства. Соответственно, изменить и усовершенствовать систему АСУДД по европейскому типу. И убрать парковки с проезжей части, расположив их на прилегающих территориях. «Все эти мероприятия лежат на поверхности, и решать их можно спокойно хоть по три в день», – заключил Виктор Токарев.
Припомнили местные архитекторы казанским властям и тот факт, что решением проблемы казанских пробок почему-то занимаются питерские специалисты. По мнению градостроителей, у нас и своих спецов хватает.
Однако заместитель начальника управления капитального строительства и развития Казани Юрий Петренко озвучил в разговоре с корреспондентом 116.ru прямо противоположную точку зрения.
«У нас нет тех, кто с научным подходом и программным продуктом мог бы дать экспертное заключение, – заявил Петренко. – Потому что мы, наши архитекторы знаем проблемные точки, можем поставить диагноз. Но выписать рецепт, дать ответ, каким путем идти, может тот коллектив, который имеет и опыт работы, и результат. У питерцев узкая специализация на транспортных проблемах городов. Они дали результат, который мы сегодня видим. Следующим этапом нам нужно посмотреть, как им воспользоваться, решить, какие накопились ошибки, что изменилось со временем, может быть, стоит использовать альтернативное мнение. Токарев предложил построить дополнительные мосты. Так вот у нас в планах 8 дополнительных мостов. То есть все совпадает, связанность территорий предусматривается, поэтому нам предстоит собрать коллектив наших местных архитекторов и предложить со свежим взглядом новую, более совершенную схему, которую в питерском НИПИ ТРТИ снова подвергнут анализу и выберут оптимальный вариант».