Федеральное дорожное агентство предложило новый способ «улучшения» дорог России: ограничить движение грузового транспорта в период паводков и при температуре выше +25°С. Основная причина – ускоренная порча асфальтового покрытия автомобилями-«тяжеловесами» под воздействием влаги и раскаленного солнца. Каково будет решение Госдумы, доподлинно неизвестно. Пока что депутаты против «летнего запрета».
Для летнего периода ограничения на движение большегрузов хотят ввести в зависимости от температуры: если она поднимется выше 32 градусов, автомобилям запретят перемещаться в дневные часы. Сейчас рассматривается вариант снижения этой планки до +25°С. Пристальное внимание к грузовому транспорту со стороны Росавтодора во многом вызвано аномальной жарой прошлого лета. Глава агентства Анатолий Чабунин заявил, что дорожники не решили вопрос с ограничениями вовремя, в результате на трассах образовались колеи.
Итак, чтобы не допустить разрушения дорожного покрытия, этим летом в период с 15 июня по 15 августа при температуре выше 32°С большегрузы смогут ездить только в ночные часы – с 21:00 до 9:00. Согласно приказу ограничение не может длиться более 30 дней. Сейчас в Росавтодоре рассматривается предложение заменить температурный порог на +25°, и если жара продержится больше трех дней, движение будет открыто только ночью. В агентстве поясняют, что критична не столько жара выше 30°, которая простояла сутки, сколько температура в +25-27 градусов, не спадающая несколько дней. В таких условиях асфальт деформируется после прохода нескольких грузовиков. Но такая температура в большей части России держится все лето!
Эксперты считают, что предложения Росавтодора могут спровоцировать коррупцию в системе выдачи разрешений, кроме того, простои автомобилей – прямой путь к развалу логистики предприятий и к возникновению проблем с подвозом товаров.
«Сама по себе идея Росавтодора выглядит вполне рациональной, она предусматривает более щадящую эксплуатацию автомобильных дорог, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. – Однако не все так просто – необходимо рассматривать проблему в комплексе, а не «точечными» методами. Да, действительно, сокращение нагрузки на раскаленный асфальт продлит срок его жизни. Однако запрет на движение днем болезненно отразится на бизнесе транспортных компаний и логистических подразделений предприятий – им придется существенно перекраивать порядок и сроки доставки либо, как вариант, осуществлять доставку коммерческим транспортом, что также накладно. Более того, отмена дневного проезда для большегрузного транспорта – в случае острой необходимости срочной доставки (а такое бывает нередко) – станет катализатором коррупции на дорогах. Все это отразится на конечной стоимости в розничном сегменте, а ведь именно борьбу с инфляцией президент РФ назвал основным критерием эффективности правительства. Нужно ли ему так себя «подставлять»? Не думаю. Более логичным шагом было бы, на мой взгляд, не стремиться ограничить эксплуатацию дорог, а более тщательно контролировать соблюдение большегрузным транспортом объемов загрузки, использовать современные технологии при строительстве автодорог, развивать транспортную инфраструктуру, учитывая потребности грузового сегмента и другие подобные меры».
«Сама ориентация на осевую нагрузку, а не на массу автомобиля, правильная, – считает дальнобойщик Олег Свиров. – Больше вреда дорогам наносят как раз те машины, у которых конструктивные особенности не позволяют равномерно распределить вес. К примеру, у наших КАМАЗов задние оси расположены близко друг к другу, и основная нагрузка сосредоточена примерно в одной точке. У американских фур за счет равномерного расположения 3-4 осей масса распределяется по всей площади. То есть они меньше «травмируют» дороги. А вообще, я не замечал, что при 25 градусах асфальт плавится – если это так, надо заботиться о качестве наших дорог, а не о запретах».
Кстати, с помощью сервиса «Автообъявления» на сайте 116auto.ru владельцы автомобилей находят нужную информацию не только по легковым, но и по грузовым автомобилям.
Еще один аспект проблемы – для осуществления планов Росавтодора нет инфраструктуры. То есть автомобилям, попавшим под ограничение, негде будет останавливаться и пережидать жару. Однако сами дальнобойщики не видят проблемы с местами для отдыха, скорее, они озабочены условиями работы в ночные часы.
«Сейчас все стало более-менее цивилизованно. Есть придорожные стоянки с гостиницами, кафе. По М5 и М7 такие зоны отдыха встречаются часто. Меня волнует другой вопрос: кто будет следить за законной выдачей разрешений, ведь наверняка вопрос будет решаться «по уплате», – говорит профессиональный водитель, дальнобойщик Андрей Заслонов. – Еще один спорный момент – это движение в ночное время. Во-первых, стоянки ночью охраняются – можно оставить машину и пойти отдыхать, будут ли сторожить машины днем – неизвестно. Да и риск разбойных нападений на водителей выше в ночные часы».
Госдума не намерена поддерживать идею Росавтодора по летнему ограничению для большегрузов. Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев считает, что запрет на проезд фур по трассам негативно отразится на ценах на продукты. Кроме того, это может стать дополнительным источником «левого» дохода для контролирующих органов.
Фото: Фото Натальи РАССКАЗОВОЙ