Первые казанские Ту-214 для «Аэрофлота» смогут перевозить 175 пассажиров, что меньше максимальной вместимости. А еще там не сразу появятся мониторы для развлечения и интернет, пишет РБК. Мы спросили у авиаэксперта Романа Гусева, почему кресел стало меньше и что там по срокам.
Главный авиаперевозчик страны и ОАК (объединение, в которое входит казанский авиазавод — производитель Ту-214) договорились о параметрах самолетов. Еще весной авиакомпания просила внести 99 изменений. Теперь стало известно, что в салоне будет 175 мест: это бизнес-класс на 12 кресел и эконом — на 163. Такая компоновка предусмотрена для первых 11 самолетов. Если лайнеру предстоит пролетать над водой более получаса, то количество кресел уменьшится на 5. На их месте положат спасательные плоты.
Интересно, что Ту-214 максимум может вместить 210 пассажиров. Почему же «Аэрофлоту» достанутся борты с 175 местами?
— Бизнес-класс, само собой. Плюс шаг кресел. 210 мест — это очень плотно. «Аэрофлот» — это не лоукост-компания, чтобы набивать самолет, как «Победа». Поэтому нужен шаг кресел и бизнес-класс. Плюс есть зависимость: чем меньше пассажиров, тем больше багажа, груза, топлива можно взять. Здесь есть свои коммерческие предпочтения, — объяснил Гусев.
Кстати, расстояние между креслами (это называется шаг кресел) в аэрофлотовских «тушках» составит 96 см в бизнес-классе, 78 см в экономе. Для сравнения: в стандартных Ту-214 и Ту-204 этот шаг варьируется между 780–810.
Некоторые изменения в салон внесут только в 2026 году. Например, мониторы установят на креслах бизнес-класса не сразу. Интернет на борту тоже появится не с первых поставок. По словам Гусева, получить такое оборудование нелегко: сначала надо сертифицировать устройства, которые выдержат давление на высоте, затем интегрировать их в самолет и сертифицировать уже его.
— Ту проектировался в прошлом, тогда еще ничего такого не было. А это надо закладывать на этапе проектирования, потому что это нагрузка на бортовые сети, это дополнительное оборудование, проводка. Это не какая-то бытовая техника, — добавил наш собеседник.
Гусев обратил внимание, что стороны согласовали только часть параметров. Непонятно, что будет с трехчленной кабиной экипажа (по современным стандартам она рассчитана на двух пилотов, без бортинженера). Модернизация и испытания займут не один год.
И заказчик, и производитель придерживаются сроков, на которые рассчитывали ранее: «Аэрофлот» хочет получить первые пять самолетов в декабре 2024 — январе 2025-го. Однако эксперт не верит в эти планы.
— Я не знаю, когда поставят, потому что первые три самолета обещали еще в 2023 году. План, о котором говорил российский премьер Михаил Мишустин, — 115 самолетов до 2030 года. Это значит, что с 2025 года надо сделать 110 самолетов, без учета тех 5, которые сдадут в 2024–2025-м. А сможет завод сделать 110 самолетов, если за минувшие 30 лет на двух заводах в Казани и Ульяновске сделали меньше ста? — выразил скепсис Гусев.
Татарстанские власти предполагали, что казанский авиазавод выпустит 3 самолета в 2023 году, потом — 7 самолетов в 2024 году и еще 10 — в 2025–2026 годах. Однако нарастить производство до таких темпов не получилось. Предприятие не передало заказчикам ни одного нового Ту-214. Лишь Red Wings получила лайнер старого производства, который в 2017 году убрали на хранение «из-за приобретения более выгодных машин», а недавно снова поставили на крыло.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!