Первый Ту-214 получила авиакомпания Red Wings. Парк копания пополнила казанской «тушкой», только вот не новой, а 2009 года сборки. Возить пассажиров на этой машине начнут с февраля 2024 года. Авиакомпания запланировала рейсы в Грузию, Израиль и Азербайджан.
Корреспондент 116.RU спросил авиаэкспертов, зачем авиакомпании старый самолет и безопасно ли на нем летать.
По словам заслуженного военного летчика РФ Владимира Попова, несмотря на то что самолет выпущен давно, на заводе он был на ответственном хранении и проходил сертификационные испытания. Всё должно быть хорошо, говорит наш собеседник.
— Испытания проходили, что-то меняли. Сейчас еще стоит жестко вопрос импортозамещения, поэтому, скорее всего, была еще необходимость поменять навигационное оборудование и какие-то системы, часть датчиков, — отмечает эксперт.
Попов утверждает, что необходимость хранения самолета на казанском заводе была. На самолете совершали тестовые полеты, отрабатывали замену разных агрегатов, поскольку они были импортными. На «тушку» ставили отечественные детали и проводили испытания.
Импортозамещение — действительно сложная тема, если мы говорим о «тушках». Летом 2023 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин сделал заявление: казанскому авиазаводу необходимо доработать самолет Ту-214 и поменять все импортные детали на отечественные. Тут стоит сказать, что глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь утверждал, что в Ту-214 нет ни одной импортной детали, только российские.
Вопрос безопасности самолета не стоит, говорит Попов. Он уверен: машина полностью безопасна, несмотря на свой возраст и износ. Также самолетом будут управлять специально обученные пилоты, которых готовили именно для таких бортов, говорит наш собеседник.
— Я считаю, что плохого и страшного в этом ничего нет. Самолет, выпущенный несколько лет назад, но сертифицированный сейчас, действительно выработал какой-то небольшой ресурс. Но это очень маленький ресурс от общего количества, который назначен этому самолету. Когда с летной испытательной станции передавали самолет в авиакомпанию, работники сделали все регламентные процедуры, осмотры, замену каких-то агрегатов, чтобы ресурс начинался с нуля, — объясняет он.
Также заслуженный летчик вспомнил, что подобные машины были у Red Wings и раньше. По его мнению, этот самолет как нельзя лучше впишется в авиакомпанию и ее расписание полетов. Он не исключает, что в следующем году в авиакомпании появится еще одна или несколько «тушек».
— Можно сказать, этот новый самолет — подарок для пассажиров и летчиков, которые будут в дальнейшем эксплуатировать его, — подытожил Владимир Попов.
Опасений новый самолет не вызвал и у авиаэксперта Максима Пядушкина. Машина была сертифицирована, документы подготовлены, технологии доработаны с новыми деталями, а уже потом «тушку» отдали авиакомпании.
— Самолет получит сертификат летной годности. Это значит, что летать на нем безопасно, — поясняет авиаэксперт.
Появление «нового старого» Ту-214 не является чем-то удивительным. Казанский авиазавод должен был предоставить до конца этого года три новых самолета, а к концу 2026 обещали выпустить 20 таких самолетов. О выпуске самолетов, как и о возможных новых сроках их сдачи, не слышно ни слова. Ранее Пядушкин называл план по производству «тушек» в таком количестве сложной задачей. По его словам, это было слишком масштабно для завода, который до этого выпускал лишь по одному-два таких самолета в год. Тут стоит пояснить, что в прошлом казанский авиазавод собирал Ту-214 только для спецотряда «Россия». Для гражданской авиации завод машины не выпускал много лет.
— Поскольку сейчас российские авиакомпании не могут покупать иностранные самолеты, а выпуск новых российских откладывается, то есть спрос на любые самолеты, которые можно достать, — объясняет Максим Пядушкин.
Необходимость в отечественных самолетах возникла после ввода санкций. Весной 2022 года появились разговоры о возрождении Ту-214 на казанском авиазаводе, но уже в виде пассажирских самолетов для использования отечественными авиакомпаниями. Авиаэксперты сразу высказали сомнения относительно состоятельности казанского авиазавода строить несколько самолетов в год. По их словам, для производства по всем нынешним авиастандартам казанскому заводу понадобится не меньше пары лет.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!