Начальник пункта отбора на военную службу по контракту в Казани Евгений Токмаков прокомментировал случаи, когда добровольцы татарстанских батальонов «Алга» пытаются уволиться и вернуться домой через суд.
— Они искренне уверены, что мы их обманули, что контракты были на 4 месяца, а вот их всё-то держат, несчастных, и они не знают, что сделать. Но есть указ президента, — сказал Токмаков на пресс-конференции.
Представитель военкомата говорит о документе, согласно которому контрактники не могут уволиться после окончания договора, если в стране продолжается мобилизация. На этот же указ ссылаются воинские части, которые судятся со своими бывшими добровольцами.
В указе президента РФ о частичной мобилизации говорится, что есть 3 основания для увольнения с контрактной службы: если контрактник не годен, достиг предельного возраста на службе или совершил преступление. Указ подписан 21 сентября 2022 года.
Бойцы батальонов «Алга» и «Тимер» заключали контракты на общих основаниях, добавил Токмаков. Они смогут уволиться, только когда президент РФ подпишет новый указ — уже об окончании мобилизации. Это относится и к новобранцам: если кто-то захочет пойти добровольцем лишь на несколько месяцев (до года), то он не сможет покинуть зону спецоперации, пока продолжается мобилизация.
— Просто до объявления частичной мобилизации, скажем так, этот вопрос [краткосрочный контракт] был не то, что более актуален, а гражданин мог спланировать свою деятельность, — оправдался Токмаков.
Добровольцы не имеют права в одностороннем порядке разорвать контракт, заявил спикер. Тех, кто сами выехали из зоны спецоперации, в военкомате называют самовольно покинувшими часть. Им больше не платят деньги. Воинская часть передает отчет о них в военную прокуратуру, чтобы на военных возбудили уголовное дело.
Редакция 116.RU следит за историями нескольких таких добровольцев из Татарстана. Например, Антон Самойлов отслужил в батальоне «Алга» 4 месяца, потом попытался добиться подписания рапорта об увольнении, но командир бригады отказался, говорит адвокат Самойлова. Тогда боец сдал оружие и своим ходом вернулся домой, причем будучи раненым. В такой же ситуации оказался его сослуживец Айрат Абдуллин. За время нахождения в зоне СВО у него ухудшилось здоровье и начались проблемы с ногами. Оба бойца подали иски на расторжение контракта. Их адвокат настаивал, что они записались в батальон летом, то есть до появления указа о мобилизации. Но оба всё равно проиграли суд.
Следком заинтересовался историей добровольца с позывным Барс. Солдат уверяет, что уволился еще осенью, но теперь следком проверяет, не было ли это самовольным оставлением части. Кроме бюрократических проволочек военный столкнулся с проблемами со здоровьем: сказались и последствия артобстрела, и проведенная давно трепанация черепа.