В Казани в конце сентября под мобилизацию попали работники ПАО «Казаньоргсинтез» с отсрочкой. С тех пор жены призванных на СВО мужчин борются за их освобождение, однако в военкомате Татарстана не рассматривают их обращения и бросают трубки. Публикуем истории трех женщин, которые всё еще пытаются добиться отзыва мужей из зоны военных действий.
Первая наша героиня — Екатерина. Она рассказывает, что ее муж получил повестку 25 сентября. Документ ему вручили прямо по месту прописки. В повестке было сказано, что 26 сентября мужчине нужно явиться в военкомат к 5 утра. Как говорит Екатерина, мужа из военкомата прямиком отправили в танковое училище, а оттуда — в «Казань Экспо». Ну а в самом «Казаньоргсинтезе» девушке сказали, что помочь уже ничем не могут.
— Мой муж работает на единственном в стране заводе по производству сэвилена и учится на целевом направлении. То есть у него с заводом заключен договор — он должен будет принести диплом о высшем образовании и ему дадут определенную должность, — рассказывает Екатерина.
Всё, что есть у нашей героини на руках, — письмо руководителя завода, адресованное военкому. В документе приводится список сотрудников предприятия, у которых есть отсрочка. Имя супруга Екатерины там тоже есть. И этот документ есть в распоряжении редакции.
— Я обратилась в военкомат, но там даже не стали рассматривать мои обращения. Прокуратура также пишет отказ, якобы работодатель не предоставил списки в трехдневный срок с момента его мобилизации. Но муж был мобилизован 26 сентября, а списки подали 28-го. Значит, всё сделали вовремя, — пояснила Екатерина.
Он в армии был водителем полковника, армии даже не видел по сути, а сейчас в стрелки записан. Он автомат два раза в руках держал!
Екатерина рассказала, что она с другими женами призванных из «Казаньоргсинтеза» всё еще пытается записаться на прием к военному комиссару РТ Сергею Погодину. Однако, как только в военкомате узнают причину записи, бросают трубки и отправляют их искать правду в другие инстанции. Сейчас супруг Екатерины находится в Луганской области. По ее словам, отозвать оттуда могут только Погодин или Минниханов. Наша собеседница даже написала председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину. Но от него обращение спустили на депутата Айрата Фаррахова. Но пока ответа от него нет.
— Я не понимаю, почему не берут добровольцев? Есть мужчина, который хочет и готов отправиться на СВО вместо моего мужа, даже искать никого не надо. У моего мужа нет какой-то военной специальности или навыков. Он в армии был водителем полковника, армии даже не видел по сути, а сейчас в стрелки записан. Он автомат два раза в руках держал! — говорит девушка.
Вторая наша героиня, которая рассказала о мобилизации мужа с отсрочкой, — Алия (имя изменено. — Прим. ред.). По словам женщины, у ее супруга отсрочка от военной службы по состоянию здоровья. Но это не помешало военкомату отправить его на СВО.
— Муж позвонил мне 26 сентября и сказал, что едет с работы. Дома выяснилось, что он приехал с повесткой, которую дали на заводе чуть ли не с фээсбэшниками, чтобы все взяли. Он поехал в военкомат Кировского района 27 сентября к 5 утра и не вернулся. Далее его отправили в «Казань Экспо». У него не было брони на его должности. Однако в середине октября я узнала, что их предприятие стало оборонно-промышленным, и у всех есть отсрочка от службы, независимо от должности, — рассказывает Алия.
«В военкомате нас просто послали, потому что у них миллион списков с отсрочниками, а смотреть их некому»
По ее словам, в попытках вернуть домой супруга она оббежала все инстанции. Но ее, как и других жен мобилизованных сотрудников «Казаньоргсинтеза», «пинают от завода до военкомата». И там, и там Алие говорят, что помочь ничем не могут.
— У моего мужа отсрочка по здоровью. Мы позвонили на работу и спросили, дадут ли ему документ, подтверждающий отсрочку. Нам ответили, что ничего не дают. Но после того как забрали мужа, на заводе стали выдавать сотрудникам такие справки. А с повестками и вовсе перестали приходить. Мы отправили обращения во все возможные инстанции. В военкомате нас просто послали, потому что у них миллион списков с отсрочниками, а смотреть их некому. «Некому и ваших мужей уже забрали. Что надо?», — ответили там, — говорит Алия.
Третья наша героиня — Наталья (имя изменено. — Прим. ред.). Ее супруг повестку получил тоже 26 сентября на работе. Тогда на предприятии провели собрание с участием сотрудников военкомата, некоторым мужчинам вручили документ.
«Как говорит мой муж, там им сказали, что если они не возьмут повестки, то их ждет уголовная ответственность с лишением свободы до 10 лет»
Как говорит мой муж, там им сказали, что если они не возьмут повестки, то их ждет уголовная ответственность с лишением свободы до 10 лет. И так мой муж пришел домой с повесткой, это было 26 сентября, а на следующий день им уже надо было явиться в военкомат. В военкомате им сказали, что они полностью годные, и их отправили в казанское танковое училище, оттуда уже — в «Казань Экспо», а затем — на СВО, — сказала Наталья.
Она рассказывает ровно то же, что и остальные супруги мобилизованных: руководство завода отказывается оказать хоть какую-то помощь. Но Наталья настаивает — у ее мужа была отсрочка, он имеет на нее законное право. И женщина планирует до последнего биться, чтобы вернуть супруга домой.
Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», выручка ПАО «Казаньоргсинтез» за 2021 год составила 106,4 миллиарда рублей, чистая прибыль — 24,9 миллиарда рублей. Предположительные основные владельцы компании — Кабмин РТ (21,18%), Павел Калганов (10,74%), АО «Конструктор» (9,23%) и SixbLimited (6,39%).