В Казани в 2029 году хотят открыть первый крематорий. После 12 лет неудачных попыток у властей снова появилась надежда. Задумку даже представили на главном отчетнике про инвесторов — коллегии Агентства инвестиционного развития (АИР РТ).
Рассказываем, сколько будет стоить кремация, откуда все-таки возьмут печи и почему после такого долгого ожидания у властей осталась уверенность, что объект запустят.
Как будет выглядеть крематорий?
— По-моему, тут жарко, как в печке. Я с пожеланиями здоровья всем участникам коллегии перехожу к теме строительства крематория, — такими словами глава АИР Талия Минуллина дала слово исполнительному директору ООО «Концепт индустрия» Галие Кучумовой.
Та рассказала, что крематорий будет включать в себя 2 зала прощания, 2 печи и колумбарий для урн с прахом, причем, как наземный, так и подземный.
— Даже помещение выглядит особенным образом. Я спрашивала, для чего вам зал, в котором человек видит, как это все происходит. Для меня это дикость какая-то. Но люди говорят, что хотят видеть, что в печь заходит именно то тело, которое они привезли, и что его не подменяют, — дополнила Минуллина.
Опишем крематорий в цифрах: он рассчитан на 9,5 тысячи кремаций в год, но на такую мощность выйдет только в 2032 году. До этого будет загружен только наполовину. Здание займет площадь в 1,6 тысячи квадратных метров, участок — 2,3 га.
Проектировать крематорий начнут уже в этом году. Строительство и завоз оборудования стартует в 2026-м. Открыть учреждение планируют в 2029-м.
— Доживем. Я думаю, доживем [до ввода], — пошутила Кучумова.
Крематорий расположится рядом с самым новым казанским кладбищем «Курган». Компания, которая вложится в строительство, надеется, что ей сдадут землю в аренду без торгов (участки принадлежат городу — прим.ред.). По словам Кучумовой, это «значительно ускорит все процессы».
И инвестор, и глава АИР робко высказывали предположения, что религиозные деятели могут не поддержать строительство такого объекта. Но вместе с тем спикеры настаивали: у татарстанцев должен быть выбор, как проститься с родственниками.
— Хотя традиционные религии не поддерживают кремацию, но современное общество всё более постепенно воспринимает данный вид похорон, — сказала исполнительный директор компании-инвестора.
Что по деньгам?
Сейчас в Татарстане нет ни одного подобного объекта. Желающим кремировать своего родственника приходится везти тело за 400 км от Казани — в Нижний Новгород. Транспортировка, конечно, выходит в копеечку.
Впрочем, традиционные похороны тоже не дешевеют. Земель, выделенных под кладбища, становится всё меньше, и расположены они всё дальше от города. Например, из 36 кладбищ Казани открыты только 10, и «их ресурс очень быстро исчерпывается».
Поэтому и цены, вероятнее всего, будут расти. Инвестор представляет кремацию, как более дешевую альтернативу.
— Если сравнивать стоимость традиционных захоронений и похороны путем кремации, это в разы дешевле. Так, по данным ритуальных служб, средняя стоимость захоронения варьируется от 25 до 50 тысяч рублей. Это без учета поминок и благоустройства мест погребения, — привела цифры Кучумова.
Исполнительный директор назвала и примерную стоимость услуг будущего крематория. По данным компании, новый способ захоронения поможет сократить траты на 25-50% и будет доступен малообеспеченным. Вместе с тем Кучумова подчеркнула: суммы могут измениться, ведь непонятно, какая будет инфляция в 2029 году.
— Предполагаемая стоимость одной кремации — от 19 до 33 тысяч рублей. Это зависит от уровня заполняемости услуг, — добавила она.
Среди преимуществ кремации называют не только цены, но и экологичность: в отличие от традиционных кладбищ печи не загрязняют грунты и воду. Нужно лишь купить качественное оборудование, выбросы которого будут минимальными, отметила Кучумова.
Инвесторы надеются, что клиенты найдутся не только в Татарстане, но и в соседних регионах — Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Самарской области.
На строительство крематория выделят 400 млн, из которых 95% — заемные. По подсчетам инвестора, проект окупится за 8,5 лет. За первые 10 лет работы (с 2029 по 2039-й) новый объект перечислит в бюджеты разных уровней более 1 млрд рублей налогов. На необычном предприятии будут работать 15 человек.
Откуда печи?
Из-за санкций и сложных отношений с Евросоюзом привезти хваленые печи из Чехии не получится. Проблемы с оборудованием привели к тому, что до этого момента проект стоял на стопе. В ноябре прошлого года в исполкоме говорили, что изучают предложения от китайцев. На коллегии АИР Минуллина подтвердила, что такой вариант рассматривается.
— Я так понимаю, что это китайские печи, — предположила она.
Представительница инвестора, которая могла бы уточнить страну производства, говорила более расплывчато.
— Мы будем его закупать. Это не российское оборудование, заграничное. Мы сегодня состоим в переговорах, пока не буду называть <…> В качестве оборудования выбраны печи последнего поколения мирового производителя. Данная компания имеет в России свое представительство, что гарантирует доступность запчастей и техническое обслуживание, — заверила Кучумова.
Кто он — новый инвестор?
Власти Татарстана рассматривали в качестве инвестора 4 или 5 компаний. По словам Минуллиной, выбирали «лояльную», которая возьмет на себя социальные обязательства.
— Мы будем отрабатывать [модель обязательств] с Министерством труда. Пока этот вопрос остался открытым. [Например], иногда за счет государства приходится осуществлять захоронения, это могут быть какие-то одинокие пожилые люди, — объяснила глава агентства.
На канцелярском языке такие тела называют невостребованными. Наш корреспондент попытался узнать у Кучумовой, действительно ли в крематории будут сжигать оставшиеся без внимания трупы, однако она ушла ответа.
Строительство крематория обсуждают почти 12 лет, так что очередные разговоры о нем вызвали сомнения. Прежние попытки договориться с инвесторами из других регионов ни к чему не привели. Минуллина раскрыла секрет, почему после многолетней буксовки появилась надежда на то, что проект получится воплотить в жизнь.
— Потому что у нас внутренний бенефициар. Внутри договорились, — чуть тише, чем обычно, сказала руководитель АИР РТ.
Кого же в итоге выбрали инвестором? ООО «Концепт индустрия» — это совсем молодая казанская фирма: ее учредили в октябре 2024 года. Основная деятельность — организация похорон. Кучумова тактично уходила от вопросов о том, какие объекты строила ее материнская компания. Отметила лишь, что в основном, это было коммерческое жилье.
По данным сервиса «Контур.Фокус», у организации «Концепт индустрия» нет материнской компании. Однако интересен ее учредитель (он же директор) — Наиль Галеев. Он числится руководителем структур из группы компаний СМУ-88, а также владеет 33% «СЗ СМУ 88 Арт».
СМУ-88 — это казанский застройщик, связанный с депутатом Госдумы от Татарстана Ильей Вольфсоном (по данным «Контура», он остается владельцем, но действует через доверительного управляющего). В портфеле компании такие проекты бизнес-класса, как «Атлантис Делюкс» и «Ричмонд», и комфорт-класса — «Норвежский» и «IQ дом». Кроме того, СМУ-88 занимается застройкой района речпорта. Для этого застройщик получил первый кредит в 18 млрд рублей. Компания построит в бывшей промзоне жилые комплексы «Яналиф» и «Минтимер».
Проект крематория будут согласовывать на уровне главы Татарстана: в этом году пройдет заседание инвестсовета под председательством Рустама Минниханова, на котором и рассмотрят предложение.
— Ильсур Раисович (мэр Казани — прим.ред.) этот проект видел, поддерживает его. Рустам Нургалиевич (Минниханов — прим.ред) одобряет концепцию. Но по цифрам у нас пройдет голосование только в 2025 году, — пояснила Минуллина.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!