Город Пьяницы, бродячие псы и забытые здания. Как теперь выглядит некогда лучший речпорт 70-х — казанский

Пьяницы, бродячие псы и забытые здания. Как теперь выглядит некогда лучший речпорт 70-х — казанский

Мэр называет эту территорию «депрессивной», но ничего не делает

Казанский речной порт уже долгое время обещают привести в порядок, но так ничего и не делают

Казанский речной порт — одна из тех странных территорий города, которую уже несколько десятилетий обещают привести в сознание, но пока она остается наедине со своим изрядно потрепанным видом. Несмотря на чуть ли не ежегодные заявления мэрии о том, что Казани хотят вернуть статус города на воде, наш речной порт до сих пор уступает даже провинциальным.

Весной прошлого года мэр Ильсур Метшин оптимистично сообщил, что всю территорию ожидает масштабная реновация — проект будут реализовывать целых 10 лет (держим пари: минимум). Потратить на всё это дело планировали аж 500 миллиардов рублей.

Корреспонденты 116.RU скатались к речпорту, территорию вокруг которой мэр считает «депрессивной», посмотрели, что там происходит сейчас и есть ли какие-то подвижки в сторону светлого будущего.

Нет, нету. А теперь подробнее.

Казань считается одним из значимых водных центров европейской части России — через Волгу город сообщается сразу с пятью морями: Азовским, Балтийским, Белым, Каспийским и Черным. Именно поэтому перемещение судов по водным путям было важной частью развития еще с 15 века.

В 1948 году постановлением министра речного флота СССР пристань Казань стала Казанским речным портом. А в конце 1957 года появились первые объекты: пассажирский и грузовой терминалы, главное здание речного вокзала, кассы, портальные краны, рабочие склады, ремонтные мастерские и зарядная станция. В 1970-е годы казанский речной порт считался лучшим на Волге, благодаря высокому уровню инфраструктуры, техническому оснащению и своему главному зданию.

Добраться сегодня до речного порта несложно, а в хорошую погоду — особое удовольствие. Здесь много свободного места, а в воздухе стоит ни с чем не сравнимый аромат воды, песка и приключений. Оказавшись на автобусной остановке, инстинктивно хочется направиться к огромному зданию с вывеской «Казань».

Сине-белая стекляшка выглядит масштабно и даже презентабельно. Правда, лишь на первый взгляд и издалека. Местные жители прекрасно знают, что постройка эта стоит заброшенной уже почти 20 лет — двери плотно заперты, и хотя объект никем не охраняется, попасть в него сейчас не получится. Уже подойдя вплотную, замечаешь грязь и слои паутины на окнах, в некоторых местах выбиты стекла.

Центральное здание комплекса было построено в 1962 году по проекту архитектора Гайнутдинова, среди знаменитых работ которого интерьеры и фасады Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля и фасады главного здания КНИТУ-КХТИ.

Оказавшимся здесь впервые сложно сориентироваться, куда следует идти — нет никаких указателей, да и людей здесь даже днем не встретишь при всём желании. Приходится разбираться на ходу и инстинктивно двигаться в сторону воды. Длинные лестницы с отвалившимися фрагментами плитки, вырванные провода коммуникаций, выцветшие знаки на трех языках — всё выглядит очень старым, неухоженным и всеми забытым.

До подхода непосредственно к теплоходам замечаем здание гриль-бара, но оно тоже пустует, и судя по отсутствию в нем какой-либо жизни, понимаем, что в нем давненько никто не бывал. Ярко-красная вывеска, оформленная непривычным шрифтом, обманчиво приглашает зайти внутрь, выпить и перекусить, но двери заперты.

Слева от него — еще несколько зданий, которые из-за большого количества деревьев выглядят не так очевидно заброшенными. Подобраться к ним оказывается настоящим испытанием. Мы обходим одно по периметру, увязая в грязи, и, наконец, видим заколоченные окна и уличное творчество, которым расписаны белые стены.

А вот у следующих построек нас встречают настоящие обитатели речного порта — стая бродячих собак, еще секунду назад гревшаяся на весеннем солнышке, а сейчас отчаянно лающая на непрошенных гостей, скаля зубы. Уносили ноги, визжа от страха и отмахиваясь от животных тяжелым фотоаппаратом — они оказались настроены агрессивно, и их рычание было слышно еще долгое время, на достаточном расстоянии от заброшки.

Постройки на воде сильно отличаются от тех, что мы видели раньше. Во-первых, они очевидно очень старые, и их обветшалость связана не с заброшенностью, а с возрастом. Обшарпанная краска, вырванные куски крыши, истлевшие на солнце надписи — всё здесь просто кричит о необходимости ремонта. Страшно представить, как люди забираются на судна, ступая по этим трухлявым доскам.

Обходим весь пирс за пару минут, засматриваясь на манящий блеск воды и большие теплоходы, простаивающие без дела, и встречаем лишь одного человека. Мужчина средних лет в джинсовых шортах наслаждается весенней погодой по полной — сняв майку и небрежно растрепав седые волосы рукой, он достает бинокль и внимательно вглядывается вдаль.

Рискнув потревожить любителя водной навигации, интересуемся, как можно попасть к кассам, и нам удивленно указывают рукой верное направление. Нужно проделать весь путь обратно и искать белое двухэтажное здание.

Выбравшись за пределы огороженной забором территории, где взгляд хоть немного ласкал вид водной глади, внезапно замечаем до этого упущенный нами огромный плакат, посвященный герою Советского союза Михаилу Девятаеву. Он тоже изрядно выцвел, но прочитать годы жизни знаменитого летчика еще можно.

Цветочная композиция «Мир в твоих руках», установленная перед основным, заброшенным зданием речного порта еще летом 2019 года, без цветов выглядит странно и неопрятно. Хотя даже будучи усеянной разноцветными растениями, ситуацию она в любом случае не спасает. Как мертвому припарки — не очень понятно вообще, зачем ее здесь разместили, если всё вокруг заброшенное?

Направляясь к кассам, которые всё-таки где-то да должны быть, наконец, замечаем хоть какую-то жизнь. Бравый парень в тельняшке и соответствующем головном уборе идет от автобусной остановки, безмятежно попивая сок, а в небольшой шашлычной трудятся работники, переставляющие пластиковую мебель. Здание кафе тоже обветшалое, но должны признать — запах жареного мяса очень соблазнительный.

Внезапно видим вдалеке слегка желтоватую вывеску с надписью «Кассы» и бежим к ней, но вскоре понимаем, что это лишь указатель, и реальное место продажи билетов всё еще нужно продолжать искать. Пустая будка охраны, заколоченные окна и пустые бутылки из-под алкоголя — вот в такой обстановке проходят наши попытки найти хоть что-то симпатичное на территории казанского речного порта.

Очень не хочется преувеличивать, но в этом месте и правда накатывает неконтролируемое ощущение опустошенности и уныния. И даже распускающиеся почки на деревьях и ярко-зеленая, сочная трава, так и кричащие о приходе весны, мало добавляют оптимизма.

Проходим еще несколько заброшенных построек, заглядывая в разбитые окна, видим разломанную мебель и кучи мусора. На грязных, заляпанных краской стеклах за железной решеткой замечаем объявление о том, что билетные кассы переехали в здание пригородного вокзала. Ни указаний, где оно находится, ни каких-либо еще ориентиров. Приходится продолжать поиски по наитию.

Некогда красивые, стилизованные в татарской тематике решетки выглядят отталкивающе, а у заброшенных касс находиться и вовсе невозможно — один из углов превратили в общественный туалет. Он весь потемнел, а глаза начинают слезиться уже в пяти метрах от него. С потолка падает старая штукатурка и куски грязи, по стенам ползают упитанные пауки, всё тело чешется так, словно мы оказались в каком-то притоне. Отчаянно хочется отмыться.

И вот мы всё же оказываемся у кассы. Людей здесь немного — буквально пара человек, потому что в ближайшее время не планируется никакого отправления. Небольшое, действительно двухэтажное белое здание с синими перилами выглядит наиболее приличным на всей огромной территории речного порта. Правда, вывеску, приглашающую молодых людей в казанский филиал Волжского университета водного транспорта, что расположена прямо у входа, тоже давно стоит обновить.

После 1991 года грузовых перевозок становилось всё меньше, пассажиров тоже. В 1993 году речной порт перевели под руководство ГУП «Судоходная компания "Татфлот"», а сам объект приватизировали. В 2005 году предприятие обанкротилось, и речной порт перешел в ОАО «Азимут». В то же время правительство республики выделило кредит в 30 миллионов рублей на реконструкцию главного здания. В планах было создание внутри гостиницы, современных залов ожидания, кафе, баров и ресторанов. Но денег не хватило.

В 2013 году была попытка возобновить работы, в планы добавили конференц-зал, парикмахерскую, отделение банка, но дальше переговоров дело не пошло. Сейчас оператор порта — ОАО «Татфлот», а перевозками занимается ООО «Казанское речное пассажирское агентство».

Сегодня казанский речной порт — это место, в которое никогда не хочется возвращаться. По крайней мере, до тех пор, пока его не приведут в порядок. Здесь нет никакого флера ностальгии по прошлому, лишь одна разруха и запущенность. Удивительно, как такую большую и важную для Казани территорию до сих пор не смогли хотя бы начать улучшать. Вдвойне удивительно — после всех обещаний властей.

Напомним, ранее мы приводили слова мэра города о том, что в ходе реновации речного порта будут применены лучшие урбанистические практики и создана среда, которая станет магнитом для жителей, туристов, инвесторов со всей России. Ильсур Метшин назвал территорию «депрессивной» и заявил, что на улице Портовой будет построена набережная длиной 12 километров. А еще 25% территории будут занимать детские и спортивные площадки. Власти планируют, что тут появится 1,5 миллиона квадратных метров жилья и 1,3 миллиона квадратных метров административных и коммерческих помещений.

Ждем.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления