Редакция 116.RU обсудила с экспертами, почему Вознесенский тракт в Казани, строительство которого на 3/4 будет оплачено российским и татарстанским бюджетами, будет платным для проезда.
— Таких примеров в отечественной практике очень много. Это совершенно стандартная ситуация, тут никаких противоречий нет. Тариф любой такой дороги со смешанным капиталом (государственное и частное) строится исходя из покрытия затрат частного партнера. Тариф на проезд никогда не будет покрывать бюджетные затраты, это незаконно, — объяснил нам российский эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики Михаил Блинкин.
Михаил Блинкин — научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития НИУ «Высшая школа экономики»; председатель общественного совета Минтранса. Российский эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики.
Отметим, что Минтранс Татарстана пока не определился со стоимостью проезда по Вознесенскому тракту. Но министр транспорта и дорожного транспорта РТ Фарит Ханифов заявил, что тариф будет ниже, чем на трассе М-12.
— С учетом того, что компания якобы частная («Татдортрансинвест»), она создана при участии правительства Республики Татарстан. Решение о том, что вторая часть Вознесенского тракта будет платной, принято. А теперь судорожно пытаются подыскать какие-то механизмы финансирования. Пытались «Автодор» подтянуть, еще какие-то компании инвесторов, Газпромбанк. Видимо никто не желает в этом участвовать. Решили собственными силами обойтись, — прокомментировал наш второй собеседник депутат Казанской городской думы Алексей Серов.
Пока неизвестно, как будет устроен алгоритм оплаты проезда. Обсуждаются два варианта: либо покилометражный расчет, который коснется всех проезжающих по тракту водителей, либо плата за выезд на М-7, деньги снимут с тех, кто проедет только по второму участку до трассы.
— Мы сейчас наблюдаем редкую для России ситуацию. Во-первых дорога будет в черте города. И все горожане так или иначе будут проезд оплачивать. Стоимость строительства постоянно возрастала, видимо, вместе с аппетитами тех, кто ее строил. Думаю, что дело в том, что изначально не рассчитали свои финансовые аппетиты, — говорит депутат Серов.
Строительство второй очереди Вознесенского тракта бурно обсуждалось. Власти говорили, что нет средств и непонятно, когда будет достроена оставшаяся часть вылетной магистрали. Казанцы даже в шутку предлагали «скинуться» на строительство.
— Сейчас очень низкое качество проектирования. Данный проект с точки зрения эксплуатации оказался не совсем удобный. Вот эти разворотные петли на проспекте Победы, которые вроде бы установлены по нормативам, но пропускной способностью не обеспечивают, там машины застревали не раз. И пересечение с улицей Родины, например, не совсем удобные. Да, дорога современная. Я думаю, что проблема и с низким качеством проектирования, и с финансированием, возможно. Но по темпам строительства не сказать, что сильно отстают. Изначально не был утвержден итоговый проект с итоговой сметой, а пытались резать слона по частям. Видимо, на самую жирную часть и не хватило, — пояснил Серов.
Ранее мы рассказывали, что инвестором строительства Вознесенского тракта будет местная компания «Татдортрансинвест», которая оплатит четверть стоимости. В планах у татарстанского Минтранса получить федеральный грант на 9 миллиардов рублей, а оставшуюся четверть суммы выделит сама республика.
По данным системы «Контур.Фокус», 100-процентным учредителем АО «Татдортрансинвест» действительно является Минземимущества РТ, то есть республика. Организация зарегистрирована в Казани в августе 2023-го. В том же году чистая прибыль компании составила 4 тысячи рублей, какая при этом была выручка, неизвестно.
Напомним, платной будет только вторая часть Вознесенского тракта, которая протянется от проспекта Победы до М-7. Первый участок дороги от Гвардейской до проспекта Победы бесплатный.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!