Минюст России включил казанское ООО «Город без преград»* в реестр СМИ-иноагентов. Информация опубликована на сайте ведомства. Его создатель — казанский социолог Искэндэр Ясавеев* — рассказал нашему изданию, что ждет проект в будущем. Он, к слову, тоже ранее был признан иноагентом.
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
— Иноагентом признали ООО «Город без преград»*, которое я зарегистрировал в ноябре этого года. Дело в том, что по законодательству я как иноагент должен был зарегистрировать юридическое лицо. На это отводится месяц. ООО я назвал «Город без преград» по названию нашего одноименного проекта. И соответственно, Минюст, получив мое уведомление о создании юрлица, признал СМИ-иноагентом и ООО «Город без преград». К инициативной группе и к проекту по доступности городской среды это ООО прямого отношения не имеет, за исключением названия. Поэтому инициативная группа продолжит существовать и дальше будет заниматься вопросами доступности городской среды для инвалидов, — сказал журналисту 116.RU Ясавеев.
По его словам, на сам проект власти никаких санкций не накладывали, он работает в свободной форме. Ясавеев подчеркнул, что для государства по факту они вообще не существуют. Это просто группа граждан, которая назвала себя «Город без преград» более 10 лет назад.
— Проблем с доступностью среды для инвалидов по-прежнему очень много, об этом можно судить даже потому, что мы крайне редко видим людей, которые передвигаются в колясках на улицах города. Да, внешние изменения в Казани произошли, но, по сути, доступности в городе нет. Поэтому свободно люди передвигаться не могут. Это, кстати, проблема не только людей с инвалидностью, но и тех, кому просто трудно передвигаться. Например, у человека есть трудности со здоровьем, — добавил наш собеседник.
Ясавеев отметил, что движение с решением доступности среды для инвалидов в городе идет очень медленно. Виной тому слишком много факторов. Один из основных — это то, что вопрос доступной среды для инвалидов у городских властей не в приоритете, считает наш собеседник.
— Мы все будем людьми, которые будут нуждаться в этой доступности, причем все без исключения. Поэтому этим должны заниматься те, у кого пока нет проблем. У людей пока в головах нет понимания, что доступность — это для всех, — высказался Искэндэр Ясавеев.
Еще одним фактором он назвал наследие, которое досталось от предыдущих поколений, когда в городе строили здания и сооружения, совершенно не думая о людях с инвалидностью. Кроме этого, в городе построено очень много имитаций, так называемых пандусов, которые таковыми не являются, говорит наш собеседник. У Ясавеева это вызывает очень большие вопросы к тем, кто принимал все эти объекты. Он отметил, что со всем этим наследием городским властям придется очень долго справляться, ведь нужно перестраивать сооружения.
— И конечно, я сожалею, что активных людей с инвалидностью, которые готовы отстаивать свои права, — их не так много, увы. Но это не камень в их огород, потому что в городе созданы такие условия, что люди фактически заперты в домах. Какая уж тут публичная активность, если есть проблема с тем, чтобы выбраться из подъезда, — сказал Ясавеев.
В заключение он отметил, что изменить ситуацию могли бы помочь судебные иски. Это когда люди с инвалидностью, отстаивая свои права, подают в суд к конкретным организациям, которые ответственны за те или иные здания.
— Большое количество исков перевернуло бы ситуацию, потому что они заведомо выигрышные. По закону, люди с инвалидностью имеют право на свободное передвижение. Я надеюсь, что до этого дойдет. Насколько я понимаю, именно это изменило ситуацию в США и ряде европейских стран. И конечно, нам нужно движение в защиту прав инвалидов и людей старшего возраста, — подытожил социолог.
Ранее мы рассказывали о том, что Татарская транспортная прокуратура засудила казанский «Татфлот» за то, что здание речного порта и причал никак не оборудованы для инвалидов. «Татфлот» регулярно игнорировал требования прокуратуры на создание парковочных мест для инвалидов, в итоге дело дошло до суда. Компании дали три месяца, чтобы исправить ситуацию.
* внесены Минюстом РФ в список иноагентов