В середине октября 2021-го в Верховный суд Татарстана поступили массовые иски к местным властям. Почти 40 человек хотели через суд доказать незаконность системы QR-кодов в республике. В ноябре суд все эти иски объединил. Истцами по делу в итоге стали 10 человек. Они требовали признать недействительным несколько пунктов постановления республиканского кабмина. В частности, речь идет о коронавирусных ограничениях, которые в РТ начали действовать с 11 октября. Теперь для того, чтобы посещать общественные места, в том числе заведения общепита и торговые центры, нужно иметь QR-код. Он подтверждает, что человек вакцинирован или же переболел COVID-19.
Наш журналист побывал на судебном заседании и подробно рассказывает, как проходил процесс, чем татарстанцы разозлили судью и какие аргументы за и против приводили стороны.
— Она полосатая, потому что я себя ощущаю узником концлагеря, — объясняет одна из активисток, показывая на свой полосатый наряд. Оказывается, в таких «робах» в суд пришли практически все истцы. Так они выражали протест против введения QR-кодов.
Впрочем, суд такой перформанс не оценил. До начала заседания он поставил ультиматум: или активисты снимают «робы» или покидают заседание. Не карнавал всё-таки, говорит судья. Истцы предпочли первый вариант и сняли полосатую одежду.
Чего хотели активисты?
Интересы истцов представлял Лаврентий Сичинава. Он — единственный среди активистов человек с высшим юридическим образованием. Поэтому по закону выступать с заявлениями и высказывать свое мнение в прениях мог только Сичинава.
Выступление Сичинавы заняло около 20 минут. На протяжении этого времени представитель истцов убеждал суд в том, что постановление нарушает права граждан. В своих аргументах он ссылался на федеральные законы, Конституцию РФ и международные договоры, включая Конвенцию Овьедо, Нюрнбергский кодекс и Хельсинскую декларацию.
— Ответчик обязал всех граждан, прошедших вакцинацию, предоставлять QR-коды при посещении ТЦ, мест культурного досуга и др. Возлагая на граждан обязательства по прохождению фактической принудительной вакцинации, а также обязательства по получению QR-кода, не регламентированного никакими нормативно-правовыми актами, административный ответчик издал постановление, не имеющее ничего общего не только с законом, но и со здравым смыслом, — высказал Сичинава.
Критически он высказался и в отношении самого QR-кода, посчитав, что он не может относиться к каким-либо официальным документам. Также Сичинава высказался по поводу того, что при введении режима повышенной готовности или ЧС документ, удостоверяющий личность, могут требовать лишь уполномоченные лица. Официанты, кассиры и кондукторы к ним не относятся, выразил недоумение адвокат.
Чем ответили власти?
Со стороны ответчика выступили два представителя кабмина РТ. Они считают, что никаких законов при введении QR-кодов на территории республики власти не нарушали. Чуть меньше 20 минут представителям кабмина понадобилось, чтобы подкрепить свою позицию нормативными актами и федеральными законами. Доводы активистов об ограничении прав татарстанцев их не убедили.
— Федеральное законодательство вкладывает в понятие «свободное передвижение» иной смысл — это право человека свободно передвигаться по территории страны, выбирать место жительства и т. д. В данном случае речь идет о возможности получении отдельных услуг и посещения отдельных объектов. Следует отметить, что даже и ограничение свободы и передвижения в установленном законом случае является допустимым, — заявила представитель кабмина РТ.
Ответчик добавил: по закону право граждан на свободу передвижения может быть ограничено на отдельных территориях и населенных пунктах, если там есть опасность распространения инфекционных заболеваний или введены особые условия режима проживания населения.
Жаркие споры
После выступления представителей власти адвокат истцов стал буквально забрасывать их вопросами. И первый — а что такое вообще QR-код? С чего вдруг его можно считать официальным документом? На это представители кабмина ответили, что QR — это вопрос удобства, не более.
— В данном случае QR-код — это всего лишь способ. Речь идет об ограничениях. Хорошо, он назван QR-кодом. В данном случае нет никакого установленного в законодательстве требования о том, что этот способ где-то должен быть прописан, — ответила ответчик.
Следующий эмоциональный спор завязался на тему вакцинации. Адвокат спросил, как вакцинация стыкуется с федеральным законом № 157 об иммунопрофилактике инфекционных болезней, где граждане имеют право на отказ от профилактических прививок.
— Постановление кабмина не содержит положение о принудительной вакцинации. В нем нет такого пункта, — сказал представитель властей.
— Давайте лукавить не будем. Там не написано слово принудительно. Это будет противоречить закону. У меня ощущение что я на Луне живу, а вы на Земле. У нас людей увольняют с работы за то, что они не прошли вакцинацию. Сегодня человек невакцинированный, он в своих правах такой же, как человек имеющий QR-код? — возразил Лаврентий Сичинава.
— В определенной части. В возможности получить услуги общественного питания в заведениях — да. Но он может получить навынос или получить доставку. Да, человек без наличия QR-кода не посетит ТЦ. Это место массового пребывания людей, задача ограничить это пребывание. При этом пожалуйста, любые продуктовые и непродовольственные магазины не ограничены. Если вы говорите про транспорт, то там, где массовые скопления граждан — вот это ограничения [действуют]. Есть такси, межрегиональные и заказные перевозки. Нет абсолютного ограничения, поймите, пожалуйста, — объяснялись ответчики.
Еще один вопрос касался режима чрезвычайной ситуации. Адвокат пытался понять, а почему при столь плохой эпидситуации власти не вводят ЧС. Но судья этот вопрос снял. Подобные нормы должен проверять не Верховный, а Конституционный суд.
После юридических баталий слово взяла представитель Роспотребнадзора РТ. Она, что неудивительно, тоже просила суд отказать в удовлетворении иска. Свою позицию представитель ведомства аргументировала ростом заболеваемости и тем, что закон будто бы никого не принуждает вакцинироваться.
— Комплекс ограничений в условиях пандемии необходим для защиты здоровья и жизни. И не может расцениваться как нарушение конституционных прав истцов. Оно является разумным и сдерживающим средством временного и защитного характера, который необходим для снижения риска инфицирования, — сказала в суде представитель татарстанского Роспотребнадзора.
И своими словами она подняла новую волну негодования у оппонентов. На этот раз участники процесса затронули тему врачебной тайны.
— Является ли вакцинация конкретного гражданина медицинским вмешательством? — спросил адвокат.
— Это является одним из видов медицинского вмешательства. Это установлено федеральным законом, — ответила оппонентка.
Адвокат спросил, не противоречит ли QR-код врачебной тайне? На что представитель Роспотребнадзора ответила, что всё законно и нарушений в сфере персональных данных там нет.
Еще один вопрос касался роста заболеваемости. Адвокат заметил, что до выборов в Госдуму РФ наблюдалось снижение заболеваемости, однако после 19 сентября пошел его резкий рост.
— Сентябрь — это месяц, когда люди выходят учиться. Студенты, школьники. Плюс еще осенний период. Обостряется заболевание ОРВИ. Это тоже влияет на ситуацию в целом, — ответила представитель Роспотребнадзора.
А вот на вопрос, почему закрываются двери в ТЦ, но до сих пор открыты границы, ответа не последовало. Оказалось, что его задали не по адресу и в зале суда нет никого, кто бы смог на него ответить.
Выступление прокурора же вышло весьма лаконичным. В целом он не видел никаких нарушений в постановлении и попросил суд отказать в удовлетворении иска, чем опять вызвал недовольство адвоката активистов.
— Если он считает, что никаких нарушений нет и принимает сторону ответчика, он должен тогда объяснить, в чем мы не правы! — эмоционально отреагировал адвокат.
Что решил суд?
После прений сторон суд отправился в совещательную комнату и вернулся оттуда спустя всего несколько минут. За это время он вынес вердикт — в удовлетворении иска отказать.
Сразу после заседания активисты заявили, что такое решение было ожидаемым. Выйдя в коридор, некоторые из них вновь надели полосатую одежду. На этой почве у истцов едва не случился конфликт с судебными приставами. В итоге после непродолжительной беседы участникам процесса опять пришлось снять с себя тюремную робу.
В беседе с журналистами активисты поделились: они боятся, что из-за системы QR-кодов информация о них может попасть «не в те руки».
— Мы, люди, без определенных устройств уже не можем друг о друг получить определенную информацию. Только через устройство. База и сервера находится не здесь. Они обрабатываются в другом месте. Программное обеспечение всё заграничное. Таким образом, информация о гражданах Татарстана и России, она оказывается на каких-то непонятных серверах и обрабатывается какими-то IT-компаниями, которые к нашему Татарстану вряд ли имеют отношение, — поделилась своим мнением одна из активисток.
И хотя активисты проиграли, они готовы оспорить решение суда. Вот только сделать это придется уже в Четвертом апелляционном суде общей юрисдикции. Расположен он в Нижнем Новгороде.