Стратегию развития системы образования, рассчитанную на ближайшие пять лет, представили главе федерального Минобрнауки Андрею Фурсенко на прошедшем в Нижнекамске республиканском совещании работников образования. Программа, названная «Килечек – Будущее», включает множество направлений и должна решить как минимум две основные задачи – повысить качество для соответствия современным требованиям и обеспечить эффективное функционирование всей отрасли. Стратегия во многом основывается на экономических факторах. Этот факт и стал своеобразным камнем преткновения для некоторых экспертов, обсудивших программу несколькими днями ранее.
О том, что республиканская стратегия развития системы образования имеет экономический уклон, можно судить даже по словам президента Татарстана Рустама Минниханова, назвавшего учителей и преподавателей людьми, от которых сегодня зависят все инновации в обществе и во всех отраслях экономики. Собственно, и тема главного педсовета республики звучала как «Система образования как основа социально-экономического развития региона: новая модель Республики Татарстан».
«Изменения в экономике, политике обуславливают изменения и в системе образования. Без модернизации отрасли образования невозможно дальнейшее развитие республики в целом», – сказал глава республики, открывая совещание.
По его словам, за последние четыре года заметные улучшения произошли в школьной инфраструктуре, была проведена модернизация технической базы учебных учреждений, введена система «Электронное образование», продолжается развитие системы школьного транспорта и так далее.
Своеобразным вектором, в соответствии с которым татарстанское образование будет развиваться ближайшие пять лет, стала принятая стратегия «Килечек – Будущее». Она, как отметил министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, построена по схеме учитель – технология – инфраструктура. Первое, что будет сделано уже с начала нового учебного года, – переход на новую систему оплаты труда учителей.
«После введения новой системы оплаты труда зарплата учителей не может стать меньше, чем была до этого. Есть и другие решения, призванные улучшить материальное положение и условия работы учителей: президентские надбавки лучшим педагогам, обеспечение личными ноутбуками, повышение квалификации в рамках республиканской программы «Алгарыш», возможность участия в проекте по магистерской программе Высшей школы экономики и многое другое», – рассказал глава ведомства.
Состояние системы образования в республике министр образования и науки России Андрей Фурсенко оценил достаточно высоко.
«В республике хорошо сбалансированы академические занятия и занятия спортом в школах. Здоровое питание, информатизация образования – это сильные стороны республики. То, что сделано в Татарстане в плане обеспеченности информационными технологиями и компьютерами, ведет к повышению качества работы учителя. Важно, чтобы развитие в этих направлениях продолжилось», – заявил главный педагог страны.
Федеральный министр также упомянул экономическую составляющую системы, отметив, что образование – это заказ общества, экономики, а также большая ответственность за будущее страны.
«За эффективность системы образования несет персональную ответственность каждый учитель. Эффективность образования определяется тем, насколько хорошо выпускники подготовлены к будущей жизни, насколько правильно мы смогли ответить на будущие запросы общества и экономики», – сказал он.
Между тем именно финансовый характер предстоящей модернизации и вызвал бурное обсуждение на первых общественных слушаниях проекта стратегии, прошедших за несколько дней до августовского совещания в Общественной палате РТ.
Участники дискуссии весьма откровенно высказывались о проекте, но наибольшее внимание вызвало выступление председателя комиссии по образованию ОП РТ, директора Института педагогики и психологии профобразования Российской академии образования Гузел Мухаметзяновой.
В интервью корреспонденту 116.ru академик РАО подтвердила свое несогласие с экономическими принципами, прописанными в стратегии.
«Образование не может быть экономически эффективным и строиться на экономических принципах. Это всегда затратная сфера. Мне непонятно, почему в Москве нужно было искать разработчиков республиканской стратегии. И главное, почему экспертами программы являются Высшая школа экономики и Всемирный банк. При обсуждении подобной программы нужно привлекать как можно больше людей. Всегда нужно объединяться, когда принимаются такие судьбоносные документы», – сказала она.
Кроме того, Гузел Валеевна отметила, что поддерживает стратегию, однако не все ее направления, по ее мнению, были выбраны правильно.
«Появление такого документа характеризует нашу систему образования, министерство, их усилия в реформировании. Но я настаиваю на том, что в стратегии нет никаких кардинальных идей, политики. Не прописаны миссия образования, цели программы. Тем более что целью реформирования образования должна быть не борьба с недостатками, а развитие системы. К примеру, создание каких-то новых центров образования. Вот, например, в национальном образовании есть великолепная идея, прозвучавшая раньше... в татарские школы дети идут плохо. Но если бы в них было интегрировано преподавание английского и русского языков, ситуация, думаю, существенно улучшилась. Я, в общем-то, исхожу из того, что мой внук в Москве учится в подобной школе, где часть предметов ведется на английском, немецком и русском языках, и ребята всеми ими владеют. Это была бы национальная среда и вместе с тем международная среда. Хоть какие-то новые формы были бы предложены. Этого не было».
Кроме того, по мнению доктора педагогических наук, в стратегии четко не указывается, на кого направлена модернизация.
«Хотя бы одно слово про педагогическое образование было сказано! Кто исполняет эту стратегию, на кого она направлена? Дело в том, что цели любой реформы, модернизации образования должны быть направлены на формирование конкретной личности. В стратегии этих целей нет, а с этого она должна начинаться. Там говорится о личности, о творчестве, об одаренности детей. Вот и надо было это прописать, а все остальное – уже производное. Сейчас все чаще говорится, что должен быть новый учитель. Но какой он должен быть? Я говорю, что это должен быть учитель, получивший, во-первых, общекультурную подготовку, во-вторых – профессиональную по своему предмету. И в-третьих – специальную подготовку, то есть ту, которая дает ему возможность работать с больными детьми, с детьми в малокомплектных школах, в школах-интернатах. А у нас готовится учитель вообще, который должен работать с детьми от 7 лет до 17. В Англии, к примеру, готовят педагогов для того или иного возраста: для начальной школы, для средней школы, для высшей школы. Учитель должен влиять на детей. А чтобы это сделать, он должен быть личностью, обладающей культурой общения, умом и так далее. А если он этим не обладает, то и будет говорить, что в школу идет как на фронт, справляться с неуправляемыми учениками. Так поступают учителя, которые не умеют, не знают психологии детей, основ управления классом».