На газетном рынке Казани вспыхнул скандал. «Горпечать» отказывается продавать местные газеты. А началось все еще 27 июля прошлого года. Тогда комитет земельных и имущественных отношений Казани провел аукцион по продаже пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности. Самой крупной сделкой на торгах была продажа межрегиональной группе «Альянс» ОАО «Горпечать», которое занимается распространением периодических изданий через сеть киосков. На аукцион был выставлен 100-процентный пакет акций «Горпечати», начальная цена которого составляла восемь с половиной миллионов рублей.
Новые хозяева стали работать по-новому и в погоне за прибылью решились на беспрецедентный шаг – отказались продавать в своих киосках местные казанские газеты. Причем как русские, так и татарские. В список «запрещенных» попали даже официальные печатные органы кабинета министров Татарстана и мэрии Казани. Аргумент был один – продавать местные газеты для сети не выгодно.
«Аргументы «Горпечати» были какими-то туманными, – говорит главный редактор газеты «Молодежь Татарстана» Ринат Билалов. – Они говорили, что наши объемы для них маленькие и приносят одни убытки. На самом деле проблема в другом. Они, как большинство московских распространителей, пытаются торговать не СМИ, а местом продажи. Например, чтобы ваша газета просто продавалась в киосках, нужно заплатить 430 рублей за каждую точку. Предположим, у них сто киосков, то есть за свое присутствие газета должна заплатить распространителю 43 тысячи рублей. Приоритетная выкладка стоит еще дороже. Причем такое положение вещей наблюдается у всех распространителей. Получается, что пятую часть стоимости газеты в киоске составляет распространение. Платить такие деньги за «воздух» мы не в состоянии. Для нашей газеты розничные несколько сотен экземпляров не критичны, тут дело в принципе. Думаю, что «Горпечать» одумается и вернет татарстанские СМИ в свои киоски».
Бизнес от политики в нашем государстве отличить довольно трудно. Действительно, не был ли отказ от продажи местных СМИ заказан некими заинтересованными лицами? И не стоит ли искать во всей этой истории политическую подоплеку?
«Думаю, что политический момент тут только один – граждане лишились права на информацию. Если я не могу купить газету – это нарушение моих прав, – говорит депутат Госсовета Татарстана Сергей Осколок. – Возможно, для продавцов действительно не выгодно продавать местные СМИ, но чтобы делать такие выводы, нужно посмотреть все документы, финансово-экономические обоснования. Почему они, например, заранее не могли просчитать свои финансовые потери при работе с нашими СМИ и не предупредить газеты заранее? В этой истории еще нужно разбираться, но то, что газет в киосках нет – факт, безусловно, отрицательный».
Сможет ли власть защитить свои СМИ от бизнесменов – пока не ясно. Административные и прочие ресурсы для этого есть. Только вот захочет ли «Горпечать» воевать с городскими и республиканскими властями?
«К вопросу запрета на торговлю местными СМИ я отношения не имею, – говорит председатель совета директоров «Горпечати» Ильдар Юнусов. – Это решение приняли наши московские менеджеры. Вчера они уехали в столицу, а перед этим я им объяснил всю ошибочность такого решения. Мы всю жизнь боролись за то, чтобы татарстанские СМИ всегда были на прилавках. Боролись порой в убыток себе. Безусловно, экономически продавать местные СМИ не всегда выгодно, но пресса в Татарстане – это не столько бизнес, сколько политика. Я уже объяснил москвичам, что абсурдно запрещать нашим киоскам продавать газеты кабмина или мэрии, ведь нам потом с ними работать. На следующей неделе я поеду в Москву «добивать» этот вопрос. Думаю, что татарстанские СМИ должны вернуться на прилавки «Горпечати».
Сейчас, когда «газетная война» еще не закончилась, горожане, не обременяющие себя подпиской, ходят от одного киоска к другому в поисках любимых или просто необходимых изданий. Помимо «Горпечати», в Казани работают еще порядка 10 мелких и средних распространителей. Почти у всех местные СМИ в ассортименте остались. Проблема только в том, что их довольно мало, и располагаются они не в самых людных местах.