В камерном концертном зале Союза композиторов Татарстана состоялся концерт американского пианиста, дирижера и композитора Дэвида Гомпера. Известный американский композитор, руководитель Центра современной музыки штата Айова приехал в Казань впервые. Он не первый год поддерживает связи с Россией – в 2000 году Гомпер, при помощи проживающей ныне в США крупной специалистки по музыкальному авангарду Елены Дубинец, провел у себя Фестиваль современной русской музыки. Тогда в нем приняла участие внушительная «делегация» композиторов Московской консерватории – Владислав Агафонников, Роман Леденев, Юрий Буцко, Владимир Тарнопольский, Владимир Николаев, Сергей Загния, – а также их бывшие сокурсники и коллеги по альма-матер: Альбина Стефану из Нью-Джерси, Николай Корндорф из Канады, Леонид Карев из Парижа. Теперь музыкант регулярно поддерживает контакты с этим престижным музыкальным российским вузом и, по его словам, московские друзья помогают ему издавать собственные музыкальные произведения на компакт-дисках.
«В США нет рекорд-компаний, специализирующихся на современной музыке (contemporary-music), – рассказал Дэвид Гомпер корреспонденту
ИА »Интертат«
– Повсюду господствует поп-музыка. В нашей стране существует всего несколько центров, где проявляют интерес к новым композиторам. Это Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк и Вашингтон. Но самое интересное, что в том же Нью-Йорке – 19-миллионном мегаполисе – концерты contemporary-music собирают такие же залы, как и в Казани (камерный зал Союза композиторов РТ вместил в день выступления американца около ста человек зрителей). В этом плане положение в соседней Канаде обстоит куда лучше, не говоря уже о России и Европе, где проживает качественный, интересующийся, искушенный слушатель. Поэтому американским авторам, чтобы выжить, приходится заниматься не только творчеством – многие сотрудничают с известными симфоническими коллективами, пишут музыку для кино. В ближайшее время я буду искать спонсоров для финансирования дальнейшей деятельности Центра.»
Возможно, подобная ситуация способствует тому, что американский музыкант подолгу не сидит на месте. В свое время после окончания Королевского музыкального колледжа в Лондоне, он продолжил образование в университетах Сан-Диего и Мичигана. Затем преподавал в Южной Корее (Кванджу), Новой Зеландии (Окленд), Бразилии (Гойания). С концертами он объездил Канаду, практически всю Европу и совершил, по его словам, потрясающее путешествие по Африке. До сих пор композитор сравнивает музыку с красивейшим полноводным озером Чад, в которое впадает множество африканских рек (различные течения и направления). В России Гомпер, помимо Москвы, выступал с концертами в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
В Казани музыкант выступил в рамках своего тура по городам Поволжья. Вместе с молодой талантливой московской скрипачкой Марией Марголиной он привез в столицу Татарстана программу, составленную из произведений маститых и начинающих авторов американских contemporary-music. Что по своей сути является достаточно символичным событием – в Казани интерес к современной профессиональной музыке повышается с каждым годом, чему способствует деятельность Союза композиторов РТ и его лидера – очень интересного, неординарного композитора Рашида Калимуллина, а также ежегодный фестиваль «Европа-Азия», собирающий под своим крылом самых прогрессивных авторов нынешнего музыкального мира.
Поэтому публика, пришедшая в тот вечер в камерный зал Союза композиторов РТ, была подготовлена к восприятию сложных, иногда авангардных музыкальных произведений. Поначалу дуэт Гомпера-Марголиной исполнил изумительно красивую, «сочную» композицию классика американского contemporary – Аарона Копленда. Американский композитор показал себя при этом и как потрясающий исполнитель, изумительная же техника, исполнительское чутье Марии несколько скрадывалось отнюдь не безупречным звуком ее инструмента. Далее казанской публике была представлена чарующая сюрреалистическая работа молодого американского автора восточного происхождения Чинг-чу Ху и изумительная филигранная аванградная зарисовка на тему древнеперсидского ковра Мортона Фелдмана. На фоне этих «сливок» современной американской музыки работа самого Дэвида Гомпера звучала несколько скромно, несмотря на то, что даже непритязательный взгляд был способен отметить ее техничность.
После концерта американский гость с большим интересом общался с залом, показав себя интересным и эмоциональным собеседником. Выяснилось, что он является настоящим адептом профессиональной музыки, предпочитающим живое, «полнокровное» звучание «мертвому», электронному, а джаз он определил в список анахронизмов ушедшей эпохи. Также Гомпер активно пропагандирует в США творчество Шнитке и Губайдуллиной. В ходе же казанского визита ему очень понравились произведения Рашида Калимуллина, которые татарстанский коллега исполнил ему сам. Дэвид Гомпер сказал, что если его пригласит оргкомитет фестиваля, то он с радостью приедет в наш город еще раз, на «Европу-Азию».
REGIONS.RU