Дважды их песни становились мегапопулярными во всём мире, но при этом сам дуэт до сих остается «не для всех». Родившись в Набережных Челнах и прожив там полжизни, она стала самой известной исполнительницей в татарской музыке, а сейчас покоряет Европу и Америку. Всё это Айгель Гайсина — солистка группы «АИГЕЛ».
Редакция 116.RU рассказывает, как она стала популярной, написав песню о своей трагической истории, а теперь пытается жить за границей после «отмены» в России.
Айгель Гайсина родилась 9 октября 1986 года в Набережных Челнах в обычной семье: мама — бухгалтер, папа — сотрудник ГАИ. И несмотря на серьезность профессии ее папа был очень музыкальным человеком, в юности хорошо пел и играл на баяне татарские песни, а ее дядя сочинял под гитару русские песни. Поэтому сочинять стихи маленькая Айгель начала еще до того, как сама научилась писать: первые строчки записывала мама.
Позже она начала делать это самостоятельно, порой она даже спала в обнимку с ручкой и бумажкой. Стихи юная поэтесса посвящала не только детским впечатлениям и чувствам, но и затрагивала серьезные рассуждения о жизни, смерти и неразделенной любви. Писательскую страсть помогали развивать школа с литературным уклоном и семейная библиотека.
В 1993 году, когда Гайсиной было 7 лет, она пошла учиться в музыкальную школу. Там она пела в хоре и была примерной ученицей, параллельно училась играть на гитаре. Со временем юной Айгель начал формироваться вкус и появились кумиры — группы «Алиса» и «Кино». А в 16 лет она впервые выступила на сцене со своей песней.
Кроме своей творческой предрасположенности Гайсина любила свою национальность и татарские корни. Она часто говорит, что родиться в Набережных Челнах было для нее «большим подарком», потому что это «правильное место».
— Я ходила в татарскую школу, в татарский сад, была татаркой, были вокруг и русские тоже, потом пошла уже в школу русскоязычную. У меня не было никаких, связанных с моей татарскостью, травм, дискриминации по крови, — рассказала артистка в одном из интервью.
В 2003 году Айгель оканчивает школу и поступает в Казанский государственный университет на факультет международных отношений и политологии. Она хорошо учится, даже проходила практику в Госдуме. Там всех практикантов разделили по комитетам, но ничего важнее разбора бумажек им не доверяли.
— На третьем курсе у нас была практика в Госдуме. У меня даже есть медалька «Единой России», которую подарили всем, кто там проходил практику. Мы там перебирали бумажки, были для того, чтобы унести-принести, встречались с Жириновским, — вспоминает певица.
Кроме того, во время учебы на политолога Айгель познакомилась с философом Александром Дугиным, продвигающим идею евразийства. На тот момент, по словам поэтессы, она была молодой казанской тусовщицей и попала в 5-дневный лагерь сподвижников политологов случайно, познакомившись с главой казанской евразийской ячейки.
— Я спала на дугинском диване, потому что мой друг, у которого я жила, в какой-то момент в приступе вселенской грусти чуть ли не выкинул диван в окно. И Дугин дал ему свой диван, — говорит Гайсина.
Однако и о творчестве Гайсина не забывала: в 2004 году вышел ее первый дебютный альбом «Лес» с лирическими песнями. Также она продолжала писать стихи, даже присоединилась к литературному сообществу «Общество мертвых поэтов», печаталась в литературных изданиях. Параллельно она переводила татароязычные произведения на русский и подрабатывала в издательстве.
В 2007-м ее сильно увлекает электронная музыка: с электро-группой «ПТУ» и художником Робертом Хасановым участвует в проекте «Комнаты». А в 2008 году Айгель получает диплом политолога и решает поступать в аспирантуру, которую позже бросает и возвращается в родные Челны.
В Набережных Челнах в 2013 году вместе с музыкантом Темуром Хадыровым, который был известен как Timuly Sound System, она создает свою группу Tak Krasivo Temno. Изначально это просто задумывалось как электронный проект, но со временем переросло во что-то большее. Группа даже давала концерты на свою небольшую аудиторию. Параллельно Гайсина сотрудничала с другими российскими и зарубежными музыкантами.
Но большой популярности ни у группы, ни у поэтессы не было. Поэтому Айгель продолжала работать в озвучке. Свою первую «супердорогую» рекламу она записывала в самодельной домашней студии.
— Я ее записывала в Zoom в Набережных Челнах в студии, собранной из говна и палок. Мы с моим парнем строчили, шили шторы, пампушки. Тут трамвайная линия — это окраина Челнов. Это была реклама типа Givenchy. Я должна была какую-то строчку из пяти слов сказать за 2 тысячи долларов нежным голосом. И вот этот ужасный срач: грязь, у меня стоянка перед носом, я на первом этаже, вот эти решетки. И вот это: новый аромат Givenchy, — вспоминает певица.
Новый виток в творчестве у нее случился в 2016 году, когда Айгель переживала личную драму: ее молодого человека посадили в тюрьму. Свои переживания артистка записывала в стихах и опубликовала сборник «Суд». Книгу она отправила питерскому музыканту Илье Барамии и предложила ему написать музыку для моноспектакля по ее книге. Он согласился попробовать, а потом всё так закрутилось, что появился дуэт «Аигел».
— Я написала Илье, потому что мне нужна была музыка к моноспектаклю, зная, что группа «Ёлочные игрушки» работает с поэтами. Пишу ему, без ожиданий того, что он ответить, говорю: «Давай сделаем музыку?» Он мне отвечает: «Давай», — вспоминает исполнительница знакомство со своим коллегой.
Первые концерты в Москве и Санкт-Петербурге они дали уже через полгода. В апреле 2017 года дуэт выпустил дебютный альбом «1190» с отсылками к суду над молодым человеком Айгель. В том же году вышел клип на песню «Татарин», которая взорвала интернет и прославила дуэт.
Позже певица поделилась историей зарождения этой песни. Она была в душе, как вдруг в голове начали крутиться строчки. Поэтесса напела слова на первый попавшийся в интернете минус: «Получилось дискотечно и движово». Айгель отметила, что альбом был «грузовый и в нем не хватало черного юмора».
— Тебя назначили «плохим», и ничего не остается, кроме как над этим прикалываться, — рассказывает Гайсина.
После такого хайпа их даже пригласили выступить в «Вечернем Урганте» и Soundchek на MTV. Но Гайсина понимала, что рано или поздно шумихи будет меньше, а её главная страсть — музыка — останется.
— Я уверена, что занималась бы этим в любом случае, вне зависимости от того, как бы сложилась моя судьба. Я этим занималась десять лет до хайпа и буду заниматься, даже если не останется слушателей. Даже если это будет настолько отмороженная музыка, что только два человека будут врубаться в то, что мы делаем, — уверенно говорит Айгель.
В 2018 году, когда шумиха вокруг «Татарина» немного подутихла, они выпустили еще один альбом «Музыка», куда вошли песни на татарском языке. Он уже не был таким популярным, и ни одна песня успеха «Татарина» не повторила. Но дуэт уже получил свою фан-базу и ценителей электронной музыки.
Гайсина и Барамия продолжили писать песни и давать концерты. Айгель также продолжала работать в озвучке, переводить татарские произведения и писать свои стихи.
В 2019 году группа выпустила альбом «Эдем», который Айгель назвала «очень автобиографической работой».
— Там даже адреса домов, где я родилась и жила настоящие. «Эдем» — бюро ритуальных услуг рядом с домом моего детства, дом принадлежал больнице скорой помощи и торцом упирался в морг. У стены его забора мы строили шалашики, над головами у нас торчала труба крематория, но вдоль забора было много полевых цветов, деревьев, было зелено и солнечно, — вспоминает Гайсина.
Клип на песню You’re Born из этого же альбома даже выиграл «Каннского льва». Над видео полностью работал латвийский режиссер Анджей Гавриш. Айгель призналась, что клип, да и трек в целом, не совсем характерен для них, но очень довольна результатом.
— Мы сами не поняли, как он появился, и не знали до последнего, попадет ли он в альбом. Но теперь я понимаю, что этот трек появился, чтобы режиссер Анджей Гавриш снял вот такое запредельное видео. Когда альбом вышел, он сразу зацепился за эту песню и придумал на нее 50 сценариев, и все были гениальные, а этот самый масштабный — не было никаких шансов, что он будет реализован, — рассказала певица.
В 2020 году вышел мини-альбом «Офигенно» и полноценный альбом «Пыяла», полностью записанный на татарском языке.
В широкое инфополе коллектив снова попал в 2021 году, когда дуэт «Аигел» снова пригласили в гости к Ивану Урганту в студию. Они записали целый альбом для российского сериала «Топи» — 10 треков, в том числе один на английском языке.
В феврале 2022 года группа «Аигел» открыто не поддержала спецоперацию, за что и попали в список не рекомендованных артистов. Тогда дуэт отменил все концерты на родине и отправился с концертами за рубеж.
Но это не помешало дуэту снова взорвать все мировые чарты осенью 2023 года. Тогда на онлайн-кинотеатрах вышел нашумевший сериал «Слово Пацана» (18+), главным саундтреком к которому стала песня «Пыяла». Интересно, что в титрах исполнителей и название трека не указывали.
Даже отсутствие имени в титрах не помешало песне стать настолько популярной, что она несколько недель продержалась в мировом чарте Shazam. Сначала трек был на 9-й строчке, но буквально за считаные дни случилось невозможное и песня «Пыяла» заняла 1-е место.
— Офигеть, что творится! — писала тогда у себя в соцсетях Айгель.
Этот трек стал настолько популярным, что впервые за 1,5 года после «отмены» артистов их песню начали крутить на радио. Даже после окончания сериала «Пыяла» продолжала держаться во всех чартах. Интересный факт: «Пыяла» не была новой. Песня вышла еще в 2020 году в одноименном альбоме. А впервые по ТВ она прозвучала у Урганта в 2021 году.
Сама Гайсина спокойно отнеслась к новой волне популярности, которая накрыла дуэт после сериала. Она не считает «Аигел» народной группой, и поэтому со временем весь этот хайп утих бы.
— Это ничего не значит, нет никаких иллюзий — всё забудется так же, как сейчас вспыхнуло. У нас же была похожая история с песней «Татарин», которая завирусилась, — отметила певица в одном из интервью.
Собственно, она была права. Спустя полгода после окончания «Слова пацана» (18+) все, кажется, забыли и про сам сериал, и про трек. Поэтому группа как гастролировала по Европе, так и продолжает это делать. Хотя «Пыяла» до сих пор в трек-листе дуэта. Певица отмечает, что теперь у песни есть разное восприятие: для тех, кто любил песню до хайпа, — она про нежность, для остальных она ассоциируется с насилием.
— У многих людей, которые любили песню до сериала, у них как будто многие выражали некоторую обиду, что песня сейчас ассоциируется с насилием, хотя она совсем не про это была. Но у меня нет никаких [обид]. После того, как мы песню написали, она живет свою жизнь. Мы не можем влиять на то, что с ней происходит. Мне кажется, что это нечестно — пытаться там ее чего-то ограждать, — говорит поэтесса в недавнем интервью.
В феврале 2024 года вышел еще один сериал с саундтреками под авторством «Аигел». Дуэт написал две песни — «Эта вода живая» и «Капля за каплей» — для мини-сериала «Внутри убийцы». И, в отличие от «Слова пацана», в титрах группу указали.
Что же касается личной жизни Гайсиной, то она выдалась слегка трагичной и насыщенной. Начнем с того, что Айгель была замужем. Ее бывший супруг — Михаил Остудин — музыкант и яркий представитель творческого мира в Казани, занимался он в основном организацией выставок и креативными проектами.
В браке у супругов в 2011 году родилась дочка Лиза, в 2012-м семья распалась. По словам Остудина, причиной развода стала ревность с его стороны.
— Ревность — причина развода. Но я руку ни на кого не поднимал, веду обычный образ жизни, пишу музыку, работаю, ну, бухаю иногда, — рассказал мужчина.
После разрыва Гайсина начала встречаться со своим коллегой Темуром Хадыровым, с которым организовала группу Tak Krasivo Temno. А в 2015 году случилась трагедия, которая в последствие дала толчок в карьере Айгель. Ее бывший муж и молодой человек подрались, во время потасовки Хадыров несколько раз ударил Остудина ножом.
Экс-супруг пошел в полицию и написал заявление на бойфренда Гайсиной. Дело получило серьезный оборот и быстро попало в суд. По словам певицы, Остудин хотел отозвать заявление, но по закону это сделать было нельзя. Хотя сам Михаил в интервью говорил, что не жалеет, что пошел в полицию.
— Не жалею. Написал заявление, стал потерпевшим. А не написал бы, стал бы просто терпилой. Потому что я езжу к дочке, а меня режут, — говорит Остудин.
В итоге Хадырова осудили на 3 года колонии. Этот мрачный опыт подтолкнул творчество Айгель и до сих пор прослеживается во всех песнях певицы.
— Было столько боли. Мне надо, чтобы было всё по справедливости, по-честному, а там было какое-то критичное количество для меня «не по-честному», и это очень сильно подорвало мою веру, — рассказывает певица.
Поэтесса также рассказывала, что она с юристами пыталась вытащить своего парня из тюрьмы, но не получилось. А в 2017 году Темур вышел из тюрьмы досрочно. Он даже смог сделать ей сюрприз и приехать на пару дней пораньше.
— Он сказал, что приедет через две недели, и приехал раньше, позвонил в дверь. Это было вообще! Это счастье... — вспоминает с улыбкой Гайсина.
Правда, долго пара не продержалась. После освобождения они прожили вместе полтора года и разошлись. Темур продолжил заниматься музыкой в Челнах и сотрудничает со многими известными музыкантами.
— Мы расстались через полтора года после его возвращения. Приходит осознание, что ты ждешь это счастья очень долго, и не берешь в расчет, что всё, что было пережито и тебя, и твоего человека может переломать. И ты просто сломан и не можешь испытывать это счастье. И мне кажется, что, когда происходят такие тяжелые совместные истории, есть два пути: у человека либо укрепляются отношения на фоне травмы, либо хочется все забыть и начать сначала. Но чтобы всё забыть, надо расстаться, — вспоминает певица.
Были ли у Гайсиной после Хадырова отношения — неизвестно. Она перестала рассказывать о личном в соцсетях. Хотя про свою дочку она до сих пор с трепетом рассказывает.
— Она — дитя нового времени и по-другому мыслит, мы с ней по-другому взаимодействуем. Мне кажется, у этих детишек будет другая, более космополитная история. Но я — обычная мама, как и все мамы, переживаю, сомневаюсь, таскаюсь по больницам за справками, жду с кружков, — говорит Айгель.
После того, как группу «Аигел» «отменили» Гайсина с дочкой Лизой переехали в Турцию и полгода жили там, ждали визу. Они даже застали страшные землетрясения, которые были в стране в прошлом году. Потом они переехали в Германию. Выбор на Берлин пал из-за дочки. Айгель рассказывает, что около года в ее квартире на полу лежал чемодан, но она не знала, куда и зачем ехать.
— Она просто хочет в Германию, она очень хочет учить немецкий язык. Она никогда не была там, непонятно, зачем ей этого хотелось. Но так как я была полностью разрушена, как личность, я подумала, что у нас есть человек, который что-то хочет в этой жизни, будем ориентироваться на него, — рассказала исполнительница.
Певица рассказывала, что первое время жизни в Берлине ей далось тяжело из-за дедлайнов и большого количества работы.
— Мы в Берлине уже почти 3 недели и до сих пор толком даже не погуляли, потому что я разгребаю бесконечные завалы работы и какие-то истерические повсюду дедлайны, однажды я пойму, что мы в Берлине, начну оформлять документы, искать квартиру, школу, детский лагерь на остаток лета, кружки, приключения, начну замечать признаки новой жизни и вспомню, как так вышло, что мы тут! — поделилась исполнительница с подписчиками своего телеграм-канала.
Так и случилось. Маленькая семья остепенилась, дочка Лиза пошла в школу, нашла друзей. Сама Айгель продолжает писать музыку и выступать с Барамией. Дуэт устраивают большие туры по Европе и недавно ездили с концертами в Америку.
Кроме того, поэтесса перестала активно вести свои соцсети, как раньше. Сейчас она чаще пишет свои мысли и переживания в телеграм-канале на небольшую аудиторию в 2,5 тысячи подписчиков. В запрещенной соцсети на нее подписаны 26,5 тысячичеловек.
* Экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!