Банк России расширяет подход к расчистке банковского сектора. Как пишет сегодня газета «Коммерсант», строгие меры воздействия к игрокам, практикующим сомнительные операции, будут распространены и на иные рискованные ситуации.
О том, какие именно меры намерен принять Банк России для повышения превентивности надзора за банками, «Ъ» рассказал зампред Центробанк Василий Поздышев. Более ранние и более жесткие санкции к банкам за чрезмерные риски будут применяться по аналогии с такими рискориентированными надзорными инструментами как уже вышедшие письма 172-Т и 92-Т.
Сейчас они позволяют выявить риски высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных финансовых операций, применять к ним усиленный надзорный режим и меры воздействия – ограничения на определенный тип операций. Если кредитная организация исправляет недостатки в работе и устраняет эти риски, то ежедневная отчетность и ограничения кассовых и внешнеэкономических операций могут быть отменены. Но если риски не снижаются, меры воздействия будут усиливаться (от ограничения к запрету и далее вплоть до крайних мер). «Подобным образом предполагается реагировать и на другие специфические риски, такие как высокий уровень ставок привлечения, скрытые вклады, большое количество кредитов компаниям с признаками технических, существенное завышение стоимости имущества, значительные объемы кредитного риска за вексельными, паевыми и иными схемами», – пояснил Василий Поздышев.
Кроме этого предполагается более широкое применение требований к проверке заемщиков с признаками нереальной деятельности и к формированию повышенных резервов по портфелям кредитов с признаками «технических». Эти требования определены положением ЦБ 254-П. «С 1 января 2014 года эти правила заработали только в отношении ссуд, вновь выданных и реструктурированных с этой даты, то есть в отношении только новых кредитов. С начала следующего года эти требования будут применяться в отношении кредитов не только вновь выдаваемых, но и уже выданных», – указывает зампред регулятора.