Банкам запретят делать почтовую рассылку пластиковых кредитных карт. Исключением может стать добровольное желание заемщика получить карту именно таким способом. Эксперты 116dengi.ru утверждают, что теперь некоторым банкам, активно использующим почтовую рассылку для расширения розничной деятельности, придется пересмотреть свою стратегию и искать другие каналы продвижения карт.
Высший арбитражный суд предлагает запретить рассылку кредитных карт по почте, поскольку их получатели не всегда способны самостоятельно оценить предлагаемый банком продукт. По заключению ВАС, при массовой рассылке кредиток у потребителей нет возможности получить полную информацию о предоставляемых услугах, что напрямую нарушает их права.
«При данной схеме на граждан возлагаются чрезмерные риски. Во-первых, карточку могут просто украсть (а банки порой присылают активированные продукты или же в конверт с пластиком кладут PIN-код). Во-вторых, клиент, когда получает карту по почте, специально ее не заказывая, лишается основополагающего права потребителя – на полную информацию о продукте и его свойствах», – уверены судебные специалисты.
С ними согласны и банковские эксперты. По словам аналитика ИК «Финам» Анны Мишутиной, низкая финансовая грамотность не дает потенциальному заемщику в полной мере оценить условия и возможности предлагаемой банком услуги. «Я не исключаю, что запрет на рассылку карт без предварительного заключения соответствующего контракта с клиентом может быть включен в текст поправок к закону о потребительском кредитовании. Закон должен быть принят в скором времени».
Отметим, что многие банки уже отказались от почтовых атак на потенциальных клиентов. В частности, тот же «Русский стандарт», который массово рассылал карточки несколько лет назад всем подряд.
Правда, по мнению банкиров, все же почтовая рассылка доказала свою эффективность и имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, заемщику не приходится лишний раз посещать банк – это не только экономит его время, но и существенно снижает нагрузку на операционные офисы. Получая кредитную карту по почте, клиент может активировать ее по телефону и спокойно использовать в дальнейшем.
Как рассказывает начальник департамента прямых продаж банка «Хоум Кредит» Ольга Шамайко, почтовые рассылки – общемировая практика, которая хорошо себя зарекомендовала и в банковской сфере. «Значительная часть клиентов кредитных организаций привлекается именно через этот канал. Кроме того, может использоваться и другой алгоритм: сначала формируется предложение для конкретного клиента, затем по телефону или при визите клиента спрашивают, хочет ли он получить подобное предложение, и только после согласия предложение высылается по почте».
Впрочем, по мнению аналитиков, ограничительные меры в случае их утверждения не приведут к каким-либо существенным изменениям на российском банковском рынке. Хотя, возможно, некоторым банкам, активно использующим такой инструмент для расширения розничной деятельности, придется пересмотреть свою стратегию и искать другие каналы продвижения услуг.
Как считает аналитик ГК «Регион» Алексей Шестаков, в частности, может подкорректировать свою стратегию банк «Тинькофф». «Рассылка карт почтой – особенность банка. Поэтому сейчас им придется открывать региональные отделения и офисы».
По мнению пользователя социальных сетей, казанки Ирины Ромашовой, рассылку карт нужно было запретить уже давно. «Многие, получив такие «письма счастья», легко соблазнялись деньгами и сейчас выплачивают огромные суммы банкам. Если наша страна еще далека от цивилизованности, кредитки должны выдаваться только в отделениях банков и то после тщательной проверки человека».